МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория экономических информационных систем
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподд., Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория экономических информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является знакомство студентов с теорией и наиболее распространенными информационными моделями, применяемыми при проектировании информационных систем в экономике.
К основным задачам курса относятся:
- знакомство с основами информационного моделирования экономических объектов;
- знакомство с моделями хранения информации;
- знакомство с технологиями разработки структуры информационной базы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: проведение исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.модели, методы и рекомендации по проведению исследования и анализа рынка ИС
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ ИС посредством моделирования их структуры, функционала и поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками моделирования ИС и анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия ЭИС. Жизненный цикл ИС. Моделирование информации. Классификация моделей данных. Модель «сущность-связь». Моделирование потоков данных. Семантические модели знаний. Продукционная модель. Семантические сети. Фреймовая модель. Реляционная модель данных. Основные понятия теории отношений. Компоненты реляционной модели данных. Нормализация схем отношений. Переход от ER-модели к реляционной модели данных. Создание реляционной базы данных. Нереляционные модели данных. Физическая организация данных.
1.1. Основные понятия ЭИС. Жизненный цикл ИС. Эффективность ЭИС. Пользователи ЭИС. Трехуровневое представление данных. История и основные направления развития ЭИС. Классификация ЭИС. Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Моделирование информации. Классификация моделей данных. Единицы информации. Анализ экономических документов. Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Модель «сущность-связь». Компоненты модели. Характеристики связей и свойств. Операции над единицами информации. Построение ER-модели. Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Моделирование потоков данных. Компоненты модели Гэна/Сарсона. Построение DFD диаграммы. Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Семантические модели знаний. Продукционная модель. Семантические сети. Фреймовая модель Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Реляционная модель данных. Основные понятия теории отношений. Компоненты реляционной модели данных. Операции над отношениями. Процедурные и декларативные средства обработки отношений. Элементы реляционной алгебры. Описание запросов на языке реляционной алгебры. Элементы реляционной алгебры. Описание запросов на языке реляционной алгебры. Элементы реляционного исчисления. Реляционное исчисление кортежей. Реляционное исчисление доменов. Корректность операций над отношениями. Аномалия и избыточность. Нормализация схем отношений. Переход от ER-модели к реляционной модели данных. Создание реляционной базы данных. Лекции 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Нереляционные модели данных. Системы, основанные на инвертированных списках. Иерархическпя модель. Структура данных. Манипулирование данными. Переход от инфологической модели к иерархической БД Сетевая модель данных. Отображение инфологической модели в сетевую модель данных. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Физическая организация данных. Последовательные методы доступа. Индексные методы доступа. Адресные методы доступа. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Анализ и описание предметной области. Декомпозиция ЭИС. Выделение подсистем, задач в подсистемах. Описание пользователей ЭИС. Построение схемы декомпозиции выбранного объекта. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ заданного экономического документа. Выделение значимых реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, составление экономических показателей, построение графа взаимосвязи показателей. Лабораторные 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. ER-модель. Выделение понятий, свойств понятий. Построение ER-модели выбранного объекта. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. DFD-диаграмма. Выделение бизнес-процессов. Построение диаграммы потоков данных заданного объекта. Лабораторные 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Построение семантической сети и фреймовой модели для заданного варианта задания. Лабораторные 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Выделение сущностей, атрибутов сущностей. Нормализация схем отношений. Построение реляционной базы данных средствами СУБД MS Access. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Выполнение комплексного итогового задания Лабораторные 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Оформление и отправка для проверки отчетов по лабораторным работам, исправление ошибок Сам. работа 4 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Прохождение тестирования on-line тестирования Сам. работа 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Самостоятельное изучение теоретического материала Сам. работа 4 24 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Контроль

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ТЭИС_БИ_18_1.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: учеб. для вузов М.: Финансы и статистика, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вендров А.М. CASE-технологии: Современные методы и средства проектирования информационных систем: М. : Финансы и статистика, 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU,
Э2 WWW.BOOKSGID.COM,
Э3 WWW.CITFORUM.RU
Э4 Теория экономических систем https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2005
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины подготовлен электронный учебный курс в системе MOODLE, который включает основные литературные источники, задания для выполнения лабораторных работ и глоссарий основных терминов дисциплины.