МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в ландшафтной архитектуре

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-4-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 278
самостоятельная работа 271
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 3, 4, 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 15,5 16 16 15,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 4 4 34 34
Лабораторные 48 48 56 56 30 30 30 30 50 50 30 30 244 244
Сам. работа 54 54 82 82 36 36 36 36 16 16 47 47 271 271
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 72 72 72 72 72 72 108 108 576 576

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Легачева Н.М.;преподаватель, Маменов С.Д.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в ландшафтной архитектуре

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков использования современных информационных технологий в научной и производственной деятельности в области ландшафтной архитектуры, а также формирование у студентов навыков использования геоинформационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ, современные средства для выполнения графических работ;
- важнейшие понятия информационных и графических компьютерных технологий; организацию и методику проектирования и внедрения информационных, графических компьютерных технологий и их отдельных компонентов;
- сферы использования геоинформационных систем в ландшафтной архитектуре.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать информационные технологии и прикладные программные средства в профессиональной деятельности при составлении проектов озеленения и благоустройства;
- уметь применять информационные и графические компьютерные технологии (в том числе ГИС) при проектировании объектов ландшафтной архитектуры, решении конкретных научных и производственных задач;
- проводить поиск и обновление информации в сетях;
- решать типовые задачи по инвентаризации и управлению ландшафтами средствами геоинформационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- базовыми программными продуктами и пакетами прикладных программ для реализации проектов объектов ландшафтной архитектуры;
- методами подготовки проектной документации на основе построенной виртуальной модели, извлечения информации в виде смет и спецификаций;
- способами обработка массивов данных в соответствии с поставленными задачами, анализа, оценки, интерпретации полученных результатов;
- способами решения задач управления, инвентаризации и проектирования объектов ландшафтной архитектуры средствами информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Использование информационных технологий в ландшафтной архитектуре.
1.1. Роль и значение информационных технологий и компьютерной техники в ландшафтном проектировании. Основные задачи и системы обработки информации при решении практических задач проектирования. Лекции 3 3 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Современные программные и технические средства информационных технологий, особенности их использования и решение с их помощью задач ландшафтного проектирования и строительства. Лекции 3 3 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
1.3. Программный продукт "Наш Сад Рубин 9.0". Общие фунции. Интерфейс программы. Лабораторные 3 48 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
1.4. Использование графических программ в ландшафтной архитектуре Сам. работа 3 54 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. ГИС для ландшафтного планирования
2.1. Географические информационные системы: понятие, свойства и функции. Лекции 4 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Программный продукт ArcGIS. Интерфейс программы ArcMap. Обобщенные функции ГИС-системы Лабораторные 4 56 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
2.3. Применение ГИС в ландшафтной архитектуре Сам. работа 4 82 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 3. ГИС для ландшафтного планирования. Программа ARCHICAD
3.1. Современные программные и технические средства геоинформационных технологий для ландшафтного проектирования и строительства. Лекции 5 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.2. Программный продукт ARCHICAD. Интерфейс программы ARCHICAD. Обобщенные функции ГИС-системы Лабораторные 5 30 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.3. Применение ГИС в ландшафтной архитектуре Сам. работа 5 36 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 4. Компьютерная графика для ландшафтной архитектуры
4.1. Инструментальные средства информационных технологий. Принципы обработки графической информации. Лекции 6 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.2. Программный продукт ARCHICAD. Общие фунции. Интерфейс программы. Лабораторные 6 30 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.3. Использование графических программ в ландшафтной архитектуре Сам. работа 6 36 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 5. Информационные технологии в ландшафтной архитектуре
5.1. Основы дистанционного зондирования Земли: понятие, свойства и функции. Лекции 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
5.2. Обработка и классификация космических снимков. Использования данных ДЗЗ при картографировании объектов. Анализ данных ДЗЗ. Лабораторные 7 50 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
5.3. Тематическое картографирование на основе данных ДЗЗ Сам. работа 7 16 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 6. Компьютерное проектирование в ландшафтной архитектуре
6.1. Системы компьютерного проектирования в ландшафтной архитектуре. Лекции 8 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
6.2. Знакомство с программынми продуктами для проектирования. Создание, компоновка и оформление карт, схем, проектов. Лабораторные 8 30 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
6.3. Использование графических программ в ландшафтной архитектуре. Сам. работа 8 47 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
6.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 8 27 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Ю. Избачков, В. Петров Информационные системы: учеб. пособие для вузов СПб [и др.] : Питер, 2005
Л1.4 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов ; отв. ред. В. В. Трофимов: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4FC4AE65-453C-4F6A-89AA-CE808FA83664
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трофимов В.В. Информационные технологии: учебник М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2016 www.biblio-online.ru/book/2051BF76-BD87-4507-8015-7F1F792EBA17
Л2.2 Ловцов Д. А., Черных А. М. Геоинформационные системы: учебное пособие.: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140619
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Информационные технологии в ландшафтной архитектуре" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная)
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная)
Наш Сад Рубин 9.0.
7-Zip
AcrobatReader
DjVu reader, http://djvureader.org/
ARCHICAD-22
КОМПАС-3D
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Семинары и практические занятия по дисциплине не предусмотрены.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов


8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.