МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в коммуникативной практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 106
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 22 22 20 20 42 42
Сам. работа 34 34 72 72 106 106
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.социол.н., доцент, Говорухина Г.В.

Рецензент(ы):
начальник отдела по внешним связям Барнаульского представительства ООО «Сибирская генерирующая компания» , Терешкина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в коммуникативной практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление обучающихся с принципами работы, структурой и возможностями технических и программных средств, рассчитанных на использование их в коммуникативной практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4.1 Знает: теорию социальных коммуникаций, особенностей их осуществления на иностранном(ых) языке(ах).
ОПК-6.1 Отслеживает глобальные тен-денции модернизации технического оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельно-сти.
ОПК-6.2 Отбирает и внедряет в профессиональную деятельность современные технологии рекламы и связей с общественностью, цифровые инструменты, технические средства и программное обеспечение.
УК-4.2 Умеет: осуществлять социальные и профессиональные коммуникации, в том числе на иностранном(ых) языке(ах).
УК-4.3 Владеет: навыком свободной коммуникации, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), в профессиональной сфе-ре.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации;
основные подходы к анализу понятия «информационные технологии»;
информационно-коммуникационные технологии и области их применения;
основные возможности разных типов компьютерных сетей, сети Интернет и его сервисов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные базы данных в коммуникативной практике;
обращаться к информационным ресурсам сети Интернет;
осуществлять информационный поиск;
решать задачи в процессе медиапроизводства с применением информационно-коммуникационных технологий.
применять современные информационно-коммуникационные технологии для академического и профессионального взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в автоматизированных информационных системах;
навыками работы в локальной и глобальной сетях;
навыками использования информационных технологий в коммуникативной практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в информационные технологии
1.1. Информация и информационные технологии Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Информация и информационные технологии Практические 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Информация и информационные технологии Сам. работа 1 8 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Базы и банки данных Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Базы и банки данных Практические 1 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Базы и банки данных Сам. работа 1 8 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Программные средства обработки данных Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Программные средства обработки данных Практические 1 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Программные средства обработки данных Сам. работа 1 8 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Формирование единого информационного пространства процесса медиапроизводства с использованием информационно-коммуникационных технологий Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Формирование единого информационного пространства процесса медиапроизводства с использованием информационно-коммуникационных технологий Практические 1 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Формирование единого информационного пространства процесса медиапроизводства с использованием информационно-коммуникационных технологий Сам. работа 1 10 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информационные ресурсы
2.1. Технология работы с базами данных Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Технология работы с базами данных Практические 2 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Технология работы с базами данных Сам. работа 2 14 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Использование сетевых технологий в коммуникативной практике Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Использование сетевых технологий в коммуникативной практике Практические 2 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Использование сетевых технологий в коммуникативной практике Сам. работа 2 14 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Базовые информационные ресурсы и ресурсы Интернета Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Базовые информационные ресурсы и ресурсы Интернета Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Базовые информационные ресурсы и ресурсы Интернета Сам. работа 2 24 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Правовая поддержка информационного обеспечения медиапроизводства Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2
2.11. Правовая поддержка информационного обеспечения медиапроизводства Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2
2.12. Правовая поддержка информационного обеспечения медиапроизводства Сам. работа 2 20 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии: учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Аникин Д.В. Компьютерные технологии в связях с общественностью. Часть 1.: практикум : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Мансуров Информационные технологии и системы защиты информации: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 В.В. Губарев Информатика: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс]: Учебное пособие M.: РИЦ "Техносфера", 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э5 Курс в Moodle "Информационные технологии в коммуникативной практике" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса. Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции. Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к практическим занятиям, сдаче зачета с оценкой.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.