МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лингвистическое обеспечение рекламы и связей с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол. н., доцент, Комиссарова Людмила Михайловна

Рецензент(ы):
к.социол.н. , доцент, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Лингвистическое обеспечение рекламы и связей с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью предмета является освоение методов исследования, в данном случае лингвистических, с помощью которых будущий специалист в области рекламы и СО сможет лучше во-первых, исследовать язык и речь целевой аудитории, во-вторых, создавать рекламные и RR-тексты на одном с целевой аудиторией языке и, в-третьих, адекватнее интерпретировать содержание и смысл коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их в целях продвижения средствами стратегических коммуникаций;
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О социолингвистических и лингвопсихологических методах исследования и создания текстов рекламы и связей с общественностью;
о герменевтическом методе работы с текстами рекламы и СО, о законах и правилах интерпретации и понимания текстов рекламы и связей с общественностью;
о лингвистических методах исследования целевой аудитории.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять по тексту социальные характеристики его автора: видеть социальные индикаторы, маркеры и социально-языковые стереотипы
различать уровни и аспекты информации в тексте;
создавать с помощью лингавистических методовтексты рекламы и СО, управлять как собственным процессом интерпретации и понимания текстов рекламы и связей с общественностью, так и партнера по коммуникации;
определять по тексту психологический и коммуникативный тип личности коммуникантов;
создавать тексты с ориентацией на конкретный психологический и коммуникативный тип личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с текстами рекламы и СО по социолингвистической методике;
работы с текстами рекламы и СОпо герменевтической методике;
работы с текстами рекламы и СО по лингвосоционической методики работы с текстом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социолингвистические и лингвосоциопсихологические методы исследования текстов в рекламе и связях с общественностью
1.1. Лингвистическая социометрия: социолингвистический и лингвосоциологический подходы. Социально-коммуникативный анализ текста как метод исследования целевой аудитории: цели и задачи, основные операционные единицы. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Целевая аудитория и текст. Социально-коммуникативный анализ текста как метод исследования целевой аудитории: цели и задачи, основные операционные единицы. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Индикатор как операционная единица анализа текста. Индикаторы социального статуса, профессии, образования, пола, возраста, места жительства. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Работа с текстом: вычленение и анализ индикаторов социального статуса, профессии, образования, пола, возраста, места жительства. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Работа с текстом: вычленение и анализ маркеров социальных ролей. Языковые стереотипы и речевое поведение целевой аудитории. Методика социолингвистического анализа текста. Проблемы интерпретации результатов анализа. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Подготовка индивидуальных отчетов по разделу Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Герменевтический метод работы с текстом в рекламе и связях с общественностью
2.1. Текст как объект герменевтики. Понимание и коммуникация. Понимание как вид коммуникативной деятельности, место и отличия герменевтической деятельности от коммуникативной. Понимание и объяснение. Герменевтическая ситуация и коммуникативный акт: общие и дифференцирующие параметры. Понимание как процесс (ведущий аспект), результат, мотив, способность; связь процесса понимания с мышлением, знанием, сознанием. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Типология понимания Общие закономерности герменевтического процесса. Его типология: семантизирующее, когнитивное и смысловое. Понятие и составные части герменевтической методологии: выбор подхода к тексту и соответствующей стратегии интерпретации, отбор понятий и методических категорий. Выбор герменевтической методики (техники понимания): условия адекватности. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Семантизирующее понимание Семантизирующее понимание и стилистика декодирования И.В. Арнольд. Основные категории, стратегия и техника интерпретации. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Когнитивное понимание Когнитивное понимание и концепция Б.Гаспарова. Основные категории, стратегия и техника интерпретации. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Смысловое понимание Смысловое понимание и интертекст в концепции И.П. Смирнова. Основные категории, стратегия и техника интерпретации. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Подготовка индивидуальных отчетов по разделу Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Лингвосоционический метод исследования и создания ткекстов в рекламе и связях с общественностью
3.1. Знакомство с лингвосоционикой. Шкалирование как психометрический метод. Лингвистические корреляты психологических установок личности. Анализ текстов. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Лингвосоционическая методика работы с устным и письменным текстом. Пропозициональные установки. Типы личности и типы речевого поведения. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Лингвсоционическая методика создания рекламного и PR-текста. Соционическая типология рекламы: аргументирующая, эмоциональная, чувственная, интуитивная (образная, метафорическая) реклама. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Создание рекламы по лингвосоционической методике. PR-тексты и лингвосоционика. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Возможности исользования лингвистических методов исследования текстов в рекламе и связях с общественностью. Лингвосоциометрические, лингвопсихометрические методы в профессиональном инструментарии рекламиста и специалисти по связям с общественностью. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Подготовка индивидуальных отчетов по разделу Сам. работа 2 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Методология и методы научного исследования 2-е изд., испр. и доп. : Учебное пособие ЮРАЙТ, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-411432
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Марусева, И.В Творческая реклама: приемы и методы ее создания (художественно-аналитическое исследование) : монография М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276141
Л2.2 Константинова Л.А., Юрманова С.А. Деловой русский язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
Л2.3 Гундарин, Михаил Вячеславович Основы интегрированных коммуникаций: реклама : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/486
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online»\\ biblioclub.ru biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.