МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социогуманитарная экспертиза в рекламе и связях с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Брусенцова Г.П.

Рецензент(ы):
начальник отдела по внешним связям Барнаульского представительства ООО «Сибирская генерирующая компания», Терешкина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Социогуманитарная экспертиза в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является предоставление магистрантам системы знаний по теории и методологии проведения социогуманитарной экспертизы рекламных и PR-продуктов; обучение студентов применению методов и процедур проведения социогуманитарной экспертизы рекламных и PR-продуктов; обучение студентов методам корректировки рекламных и PR-продуктов на основании результатов
Задачи обучения:
обеспечить понимание актуальности и востребованности социогуманитарной экспертизы рекламных и PR-продуктов в современном обществе;
сформировать у студентов знания об основных направлениях, теоретико-методологических основаниях и технологиях социогуманитарной экспертизы рекламных и PR-продуктов;
научить студентов методам и процедурам проведения социогуманитарной экспертизы рекламных и PR-продуктов;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7.1 Знает закономерности фор-мирования эффектов и по-следствий профессиональ-ной деятельности, концепции ее социальной ответственности.
ПК-2.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
ПК-2.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие по-требительский спрос на про-дукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей; со-ставлять аналитические отче-ты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования.
ОПК-7.2 Осуществляет профессиональную деятельность в сфере рекламы и связей с общественностью с учетом оценки и прогнозирования возможных эф-фектов разрабатываемых коммуникационных решений. Применяет при разработке и реализации коммуникационного продукта принципы социальной ответственности.
ПК-2.3 Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории потребителей про-дукции СМИ; контроля вы-полнения договора, приемки результатов маркетингового исследования. социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для ана-лиза ситуации на рынке продукции СМИ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы социогуманитарной экспертизы рекламных и PR- продуктов;
методы, приемы и процедуры социогуманитарной экспертизы рекламных и PR- продуктов;
методы и приемы корректировки и контроля рекламных и PR- продуктов.

3.2.Уметь:
3.2.1.определять объект, предмет, цели и задачи социогуманитарной экспертизы рекламных и PR- продуктов;
применять методы, приемы и процедуры социогуманитарной экспертизы рекламных и PR- продуктов;
применять методы и приемы корректировки и контроля рекламных и PR- продуктов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения объекта, предмета, цели и задач социогуманитарной экспертизы рекламных и PR- продуктов;
навыками применения методов, приемов и процедур социогуманитарной экспертизы рекламных и PR- продуктов;
навыками применения методов и приемов корректировки и контроля рекламных и PR- продуктов на основании результатов экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Гуманитарно-правовое направление и технологии экспертизы рекламных и PR- продуктов.
1.1. Гуманитарная и этическая экспертиза рекламных и PR- продуктов Лекции 3 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Гуманитарная и этическая экспертиза рекламных и PR- продуктов Практические 3 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Гуманитарная и этическая экспертиза рекламных и PR- продуктов Сам. работа 3 6 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Правовая экспертиза рекламной деятельности, рекламных и PR-продуктов. Лекции 3 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Правовая экспертиза рекламной деятельности, рекламных и PR-продуктов. Практические 3 6 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Правовая экспертиза рекламной деятельности, рекламных и PR-продуктов. Сам. работа 3 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. 2. Социально-психологическое направление и технологии экспертизы рекламных и PR- продуктов
2.1. Психологическая экспертиза рекламных и PR-продуктов. Лекции 3 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Психологическая экспертиза рекламных и PR-продуктов. Практические 3 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Психологическая экспертиза рекламных и PR-продуктов. Сам. работа 3 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Социологическая экспертиза рекламных и PR-продуктов. Лекции 3 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Социологическая экспертиза рекламных и PR-продуктов. Практические 3 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Социологическая экспертиза рекламных и PR-продуктов. Сам. работа 3 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. 3. Лингвистическое направление и технологии экспертизы рекламных и PR- продуктов.
3.1. Лингвистическая экспертиза рекламных и PR-текстов. Лекции 3 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Лингвистическая экспертиза рекламных и PR-текстов. Практические 3 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Лингвистическая экспертиза рекламных и PR-текстов. Сам. работа 3 11 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Итоговый экзамен Экзамен 3 27 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.В. Оконечникова Психологические методы исследования рекламы : учебно-методическое пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276353
Л1.2 Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/97D5E319-C81E-4D96-9A25-3C35D77CC429.
Л1.3 Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/BFF5DC94-F93F-470D-B94A-1CC1E829746C.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чумиков, А Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : учебное пособие М. : Издательский дом «Дело», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442983
Л2.2 Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика: М. : ФЛИНТА, 2012 http://e.lanbook.com/book/12947
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт социологии Российской академии наук www.isras.ru
Э2 Лаборатория социологической экспертизы www.socexpertiza.ru
Э3 курс Социогуманитарная экспертиза в рекламе и связях с общественностью portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.