МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологический тренинг формирования коммуникативных умений и навыков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психологический тренинг формирования коммуникативных умений и навыков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., пофессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 06.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., пофессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью тренинга является развитие коммуникативных навыков в межличностной коммуникации специалиста в области стратегических коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародви-жения, планирования оптовых и розничных продаж;
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продви-жения в комплекс маркетин-говых коммуникаций; осу-ществлять планирование ме-роприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение.
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции про-движения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинго-вых стратегий; выбора маркетинговых технологий и ин-струментов для донесения до потребителя необходимой информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику психологического тренинга как способа оптимизации социально-психологического климата в группе, повышения уровня эффективности групповой совместной деятельности; понятия эмпатии, обратной связи; правила работы в группе тренинга; правила подачи и восприятия обратной связи.
3.2.Уметь:
3.2.1.активно выслушивать партнера по общению; проявлять безоценочное восприятие Другого; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; анализировать командные роли, давать конструктивную обратную связь в процессе совместной групповой деятельности в рамках психологического тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; способами подачи и восприятия обратной связи, способами самопредъявления и командной работы в рамках выполнения групповой деятельности в процессе психологического тренинга.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТРЕНИНГ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
1.1. Знакомство. Введение норм. Краткое ознакомление участников с концепцией тренинга. Введение концепции активного слушания. Лекции 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Введение техник формулирования открытых вопросов. Упражнение «Пум-пум-пум». Упражнение «Кто этот человек?". Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Ролевая игра на вскрытие мотива с использованием открытых вопросов: Ролевая игра «Претендент, Ролевая игра «Отказ, Ролевая игра «Дополнительный выигрыш" Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Невербальные и паралингвистические сигналы: Невербальное упражнение. Введение вербализаций. Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Эксперименты с техникой вербализации А — повторение: Упражнение «Детектив», Упражнение «И это хорошо, и это плохо». Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Эксперимент с техникой Б — перефразирование. Эксперимент с техникой В — интерпретация. Ролевая игра «В чем дело?" Обратная связь по первой части тренинга Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Отработка домашних заданий к тренингу Сам. работа 1 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. ТРЕНИНГ МАЛОГО РАЗГОВОРА И РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
2.1. Введение техник малого разговора Лекции 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Экспериментирование с техниками малого разговора Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Введение техник регуляции эмоционального напряжения в беседу Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Отработка техники «подчеркивания общности»: упражнение «Подчеркивание общности с мячом", Упражнение «Список общих качеств". Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Упражнение «Благодарность, Игра «Парижская выставка, Турнир «Словарь эмоций". Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Отработка техники вербализации чувств в парах: упражнение «Почтительная вербализация", упражнение «Метафорическая вербализация". Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Ролевая игра «Разделение по признаку», упражнение «Техника О'К и Хм-м-м» Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Ролевая игра «Сделай это неправильно", Игра «Взаимное цитирование». Обратная связь по второй части тренинга. Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Отработка домашних заданий к тренингу Сам. работа 1 40 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Цивилизованное простивостояние нападению и манипуляции
3.1. Манипуляция и влияние. Психологическая самооборона. Техники психологического самбо. Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Техники психологического самбо: техника бесконечного уточнения. ехника внешнего согласия. Лабораторные 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Техники психологичсекого самбо: техника испорченной пластинки. Техника английского профессора. Лабораторные 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. ДОполнительные способы противостояния влиянию: энергетическая мобилизация, творчество, уклонение. Обратная связь по третьей части тренинга. Лабораторные 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Отработка домашних заданий к тренингу Сам. работа 1 36 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом, тренинговых упражнениях, в самонаблюдении.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, или самостоятельная подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений, написание эссе.