МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн и композиция
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доц., Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн и композиция

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента определенные профессиональные знания о принципах стиле- и формообразования, художественных приемах и средствах используемых в области дизайна текстильного интерьера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю становления и эволюцию дизайна (мировой и отечественный опыт);
теоретические концепции западного и отечественного дизайна;
историю возникновения, развития и смены стилей эпох;
традиционные и современные стилистические направления в дизайне интерьера;
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели художественного проекта, алгоритм решения задач, критерии и показатели достижения целей;
разрабатывать и реализовывать проекты в сфере дизайна текстильного интерьера;
выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
направлять развитие и саморазвитие личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в области методологии художественного проектирования объектов окружающей среды;
в области проектирования изделий текстильного интерьера;
подготовки эскизно-графических материалов и опыт художественно-оформительской деятельности;
овладения трудовыми профессиональными навыками в решении дизайн-проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История развития дизайна и композиции
1.1. Древний Египет. Древняя Греция, Рим, Византия. Древняя Греция (5-1 вв. до н.э.) Древний Рим (1-5 вв. н.э.) Лекции 3 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Раннее Средневековье (дороманский период V-X вв.) Романский период (X-XII вв.) Готический период (XII-XV вв.) Лекции 3 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Ренессанс XV-XVI вв. Барокко XVI-XVIII вв. Рококо- середина XVIII в. 1723-1774 гг. Классицизм-вторая половина XVIII в. Ампир. Франция- последние годы XVIII- и начальный период XIX в. Основные европейские стили Лекции 3 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Уильям Моррис. Модерн. Веркбунд. Баухауз Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.5. История развития дизайна интерьера Практические 3 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Интерьер в период индустриального дизайна Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Специфика дизайна. Основы композиции
2.1. Специфика дизайна. Основные понятия и определения. Виды дизайна. Основные принципы дизайна - как метода художественно-проектной деятельности. Лекции 3 8 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Виды дизайна Практические 3 4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Дизайн интерьера Практические 3 4
2.4. Дизайн костюма Практические 3 2
2.5. Дизайн окружающей среды Практические 3 4
2.6. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 14 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Текстильный дизайн XXI в.
3.1. Основные характеристики и объективные особенности современного дизайна Лекции 3 4 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.2. Текстильный дизайн XXI в. Практические 3 4 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 13 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнова Л. Э. История и теория дизайна: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435841
Л1.2 Старикова, Ю.С. Основы дизайна: Москва : А-Приор, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72693
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гальских Е.В. Текстильный рынок Западной Сибири во второй половине XIX в.: монография Изд-во Алт. ун-та, 2002
Л2.2 Степанская Т. М. Кирюшина Ю. В. Искусство художественного текстиля на Алтае: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та// ЭБС АлтГУ, 2005.
Л2.3 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3373
Л2.4 Короткова, М.В. История жилища. От древности до модерна: Москва : Новый хронограф, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228462
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности http://www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли http://www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности http://www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром http://www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности http://legport.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» http://www.lp-magazine.ru
Э7 Дизайн текстильного интерьера https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3601
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для наиболее емкого видения и понимания проблем, связанных с современным дизайном интерьера, целесообразно систематически обращаться к творчеству самого широкого круга мастеров изобразительного, архитектурного искусства, как отечественного, так и зарубежного: А.Л. Экстер, Л.С. Поповой, В. Кандинскому, А.В. Гропиусу, Л.С. Баксту, И. Татлину и др.
2. Знакомство с творчеством современных художников, архитекторов, дизайнеров.
3. Периодический просмотр журналов, телепередач, электронных ресурсов, посвященных вопросам стиля, дизайна, мoде.
4. Современный дизайн должен учитывать все прогрессивные и гуманистические тенденции развития культуры. Для этого студенту рекомендуется: глубокое изучение и сохранение связи с лучшими традициями и наследием прошлого; активное и аналитическое освоение передового, прогрессивного в современной культуре; реализация новых идей, способствующих промышленному прогрессу; научный подход к прогнозированию развития форм в дизайне; отражение связи с современностью, архитектурой, искусством, новыми достижениями в области научно-технического прогресса.
5. Знакомство с проектами известных современных дизайнеров, архитекторов, через интернет, просмотр CD-дисков .
6. Освоение дизайн-программ в графическом редакторе, с целью выполнения эскизно-графических работ, коллажей, панно с помощью компьютерных технологий.