МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтный подход в географических исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доц., Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтный подход в географических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов геосистемных представлений о единстве
ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среды жизни и
деятельности человечества.

Задачи курса – изучение:
- фундаментальных теоретических основ современного ландшафтоведения в
широком смысле слова (включая физико-географическое районирование);
- вертикальной и горизонтальной структуры ландшафтов;
- иерархического устройства ландшафтной оболочки;
- генезиса, эволюции, функционирования и динамики природно-территориальных
комплексов;
- систематики ландшафтов;
- сущности и содержания физико-географического районирования;
- факторов и механизмов формирования антропогенных ландшафтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- объект и предмет изучения ландшафтоведения, принципы и факторы ландшафтной
дифференциации земной поверхности, системы таксономических единиц
региональных и типологических ландшафтных комплексов, методы изучения
природно-территориальных комплексов и их компонентов, особенности и виды
динамики ландшафта, последствия антропогенного воздействия на современные
геосистемы, особенности ландшафтного подхода в оптимизации взаимодействия
природы и общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основные методы ландшафтных исследований, анализировать ландшафтные и покомпонентные
карты, составлять на их основе комплексные описания территории, применять в своих
исследованиях системный и проблемный подходы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения ландшафтного подхода в географических исследованиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Структура и свойства природно- территориальных комплексов. Место ландшафтоведения в системе наук о Земле. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Типология ландшафтов и физико-географическое районирование Сам. работа 2 13 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Закономерности пространственной организации Географической оболочки
2.1. Иерархическая структура географической оболочки. Факторы дифференциации ландшафтной сферы Земли. Морфологическая структура ландшафта. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Интерполяция и экстраполяция в ландшафтной индикации Сам. работа 2 13 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Закономерности временной организации Географической оболочки
3.1. Понятие о динамике ландшафтов. Генезис и эволюция ландшафтов. Многолетняя и сезонная ритмика ландшафтов. Устойчивость ландшафтов к воздействию. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2
3.2. Сам. работа 2 13 ПК-1, ПК-3 Л1.2
Раздел 4. Практические работы
4.1. Физико-географическое районирование Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Составление систематики ландшафтов территории исследования Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Построение модели высотной поясности гор методом Р. А. Еленевского Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Аналитический обзор публикаций, характеризующих изменение ландшафтов района исследования Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2
4.5. Прогноз изменения ландшафтной структуры территории на основе модели высотной поясности гор Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2
4.6. Обоснование рекомендаций для создания адаптивных систем природопользования Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2
4.7. Изучение сезонной ритмики ландшафтов на основе данных Глобальной системы мониторинга земель (LMCS) «Коперник» Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2
4.8. Прогноз стратегических ограничений экономического развития территории Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2
4.9. Ландшафтная индикация при гидрогеолого-мелиоративной съемке Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Шамраев Экологический мониторинг и экспертиза: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 М.Г. Опекунова Биоиндикация загрязнений: учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.Г. Пузаченко Математические методы в экологических и географических исследованиях: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
Л2.2 В.К. Жучкова, Э.М. Раковская Методы комплексных физико-географических исследований: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://marbio-www.dvgu.ru/bio/russian/education/PochvEcoMap.pdf - электронное пособие «Почвенно-экологическое картографирование»;
Э2 http://www.twirpx.com/files/ecology/mapping/?show=downloads – подборка электронных книг по экологическому картографированию;
Э3 http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=13616&p_page=10 - электронное учебное пособие «Геолого- экологические исследования и картографирование (Геоэкологическое картирование)»;
Э4 http://ellesmere.ccm.emr.ca/wnaismap/naismap.html
Э5 http://nar.national-atlas.ru/atlas
Э6 http://www.dataplus.ru/ARCREV
Э7 Курс в Moodle "Ландшафтный подход в географических исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
При освоении данной дисциплины в учебном процессе применяются следующие
средства обеспечения:
- компьютерное и мультимедийное оборудование для лекций-визуализаций по всем
темам курса;
- приборы и оборудование учебного назначения (настенные карты и схемы в
качестве иллюстративного материала к текстовой части лекции).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

8.3. Методические рекомендации для преподавателя

Ландшафтоведение фокусирует внимание обучающихся на ландшафтной сфере Земли – месте активного взаимодействия земных оболочек - верхней части литосферы, гидросферы, воздушной тропосферы и биосферы. Методы ландшафтных исследований как никакие другие приближают нас к практическому изучению и пониманию природы Земли.
Преподаватель должен сформировать у студента представления о ландшафтной сфере Земли как о совокупности природных комплексов на земной поверхности, раскрыть теоретические основы ландшафтоведения, привить практические навыки использования методов и средств ландшафтных исследований.
В ходе изучения данной дисциплины необходимо раскрыть следующие основные положения:
– объект и предмет изучения ландшафтоведения,
– принципы и факторы ландшафтной дифференциации земной поверхности,
– системы таксономических единиц региональных и типологических природных комплексов,
– методы изучения ландшафтов, особенности и виды динамики ландшафта,
– разновидности вариантов ландшафтной сферы,
– последствия антропогенного воздействия на современные геосистемы,
– особенности ландшафтного подхода в оптимизации взаимодействия природы и общества.
Преподаватель должен привить следующие умения: владеть методами ландшафтных исследований, анализировать ландшафтные и компонентные карты, составлять на их основе комплексные описания исследуемой территории, самостоятельно работать со специальной научной литературой.
Курс «Ландшафтоведение» основывается на предварительном изучении студентами дисциплин «Общее землеведение», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Геология» и является важным в процессе формирования экологических знаний будущих специалистов в области гидрометеорологии, охраны атмосферы и водных объектов. Изучение курса способствует более глубокому пониманию природных связей.
Курс сочетает традиционное лекционно-практическое и самостоятельное изучение. В процессе изучения основ ландшафтоведения используются следующие приемы обучения: посещение лекций, выполнение практических работ. Практические занятия способствуют закреплению и более углубленному изучению лекционного материала, выработке умения проводить ландшафтные описания, делать на их основе обобщения и выводы, усвоению основных понятий, проблематики и терминологии. Большое значение имеет самостоятельное выполнение заданий, написание рефератов и конспектов первоисточников, требующее проявления у студентов творческой инициативы. Преподаватель формулирует цель задания, предоставляет необходимые исходные данные, давая по ходу объяснения необходимые комментарии, рекомендации, советы и отвечая на вопросы обучающихся.
Каждое звено дидактического цикла обучения требует определенного методического подхода, основанного как на принятых методиках обучения, так и на авторских оригинальных разработках. Для преподавания дисциплины «Ландшафтоведение» лучше всего применять классические варианты подготовки лекционных и практических занятий, используемые в педагогике высшей школы.
1. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
2. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.
3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
4. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- логичность, четкость и ясность в изложении материала;
- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.
5. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным темам учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
- подбор литературы для преподавателя и студентов;
- при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
- составление плана семинара из 3-4 вопросов;
- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;
- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);
- создание набора наглядных пособий.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие качественных и количественных показателей;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи;
- использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
- качество подготовки;
- степень усвоения знаний;
- активность;
- положительные стороны в работе студентов;
- ценные и конструктивные предложения;
- недостатки в работе студентов;
- задачи и пути устранения недостатков.
6. Практические занятия – важное звено дидактического цикла обучения, дополняющее лекционные занятия и самостоятельную работу студентов. Во время их проведения студент получает знания, умения и навыки анализа, оценки и грамотного изложения специального географического и картографического материала.
Практическая работа либо дополняет лекции, либо раскрывает новую тему, имеет конкретную цель и выражена в определенных результатах.
7. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.