МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтный подход в географических исследованиях
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доц., Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтный подход в географических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретических основ индикационного метода исследования природных процессов и оценки состояния и устойчивости экосистем и их компонентов при различных видах природных и антропогенных воздействий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
ПК-3: владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- роль и значение ландшафтной индикации как метода исследования и изучения объектов, процессов и явлений природы;
- системный подход к изучению природно-территориальных комплексов разной дифференциации и отдельных компонентов природной среды;
- ландшафтные индикаты и индикаторы, физиономичные и деципиентные компоненты ландшафта, прямые и косвенные - дешифровочные признаки, принципы экстраполяции ландшафтных индикаторов и применение методов и инструментов ландшафтно-индикационных исследований в практике природопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основной арсенал методов, подходов и технологий ландшафтно-индикационного анализа объектов окружающей природной среды;
- применять новейшие достижения современной техники, материалы дистанционного зондирования и автоматизации в ландшафтно-индикационных исследованиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения ландшафтно-индикационного метода в географических исследованиях и решении проблем;
- навыками использования опыта ландшафтно-индикационных исследований, базирующегося на изучении законов природы, в эколого-географических исследованиях и практической деятельности в сфере природопользования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методические основы ландшафтной индикации
1.1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Теоретические предпосылки и основные понятия ландшафтной индикации Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Ландшафтная дифференциация земной оболочки. Современные представления о структуре ландшафтных систем Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Системный подход в исследованиях природной среды. Индикационное ландшафтоведение. Аэрокосмическая индикация. Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Типология ландшафтов и физико-географическое районирование Сам. работа 2 3 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Физиономические компоненты ландшафтов Сам. работа 2 3 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Индикаторы и индикаты. Значимость и достоверность индикаторов Сам. работа 2 3 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Применение ДДЗ в ландшафтной индикации Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Ландшафтная индикация при основных видах исследований и стадиях проектирования
2.1. Методика комплексных ландшафтно-индикационных исследований. Основные положения ландшафтно-индикационного анализа Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Анализ взаимосвязей в геосистемах. Прямая, косвенная и опосредованная индикация Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Ландшафтно-индикационная карта и ее интерпретация Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Ландшафтно-индикационный подход в оценке экологических условий территории Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Интерполяция и экстраполяция в ландшафтной индикации Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Индикационное прогнозирование Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Индикация процессов. Индикационные ряды Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Индикация и охрана природы Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Ландшафтная индикация в решении проблем природно-хозяйственного освоения территории
3.1. Ландшафтная индикация для целей изысканий и обоснования строительства объектов хозяйственного освоения территории Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Ландшафтная индикация по космофотоснимкам (по вариантам) Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Ландшафтная индикация по аэрофотоснимкам (по вариантам) Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Индикация для обоснования мелиорации земель Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Ландшафтная индикация при гидрогеолого-мелиоративной съемке Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Ландшафтная индикация при обосновании схем рационального использования и охраны водных объектов Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Ландшафтная индикация для целей инженерных изысканий (схемы планировки, групповые водопроводы, площадки животноводческих комплексов) Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Создание индикационного банка данных Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС по дисциплине
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Г. Опекунова Биоиндикация загрязнений: учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458079
Л1.2 А.В. Шамраев Экологический мониторинг и экспертиза: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.К. Жучкова, Э.М. Раковская Методы комплексных физико-географических исследований: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
Л2.2 Ю.Г. Пузаченко Математические методы в экологических и географических исследованиях: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://marbio-www.dvgu.ru/bio/russian/education/PochvEcoMap.pdf - электронное пособие «Почвенно-экологическое картографирование»;
Э2 http://www.twirpx.com/files/ecology/mapping/?show=downloads – подборка электронных книг по экологическому картографированию;
Э3 http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=13616&p_page=10 - электронное учебное пособие «Геолого- экологические исследования и картографирование (Геоэкологическое картирование)»;
Э4 http://ellesmere.ccm.emr.ca/wnaismap/naismap.html
Э5 http://nar.national-atlas.ru/atlas
Э6 http://www.dataplus.ru/ARCREV
Э7 Курс в Moodle "Ландшафтный подход в географических исследованиях" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4193
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.