МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.психол.н., доцент, Фролова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
К.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Общая и педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия.
Задачи курса:
- систематизировать базовые знания по психологическим аспектам педагогической деятельности;
- сопровождать развитие психолого-педагогической компетентности студентов; опыта творческого использования знаний в практике образовательного процесса;
- при организации учебно-воспитательного процесса обеспечить студентов знаниями по правлению интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами умениями и навыками анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирование их иээвективности при организации образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. развитие педагогической психологии и её современное состояние; методы пропаганды психологических знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные теории обучения и воспитания; определять наиболее оптимальные условия для обучения,
воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей; оценивать результаты учебно-воспитательного процесса организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом решения профессиональных задач на основе знаний особенностей организации педагогической и учебной деятельности; оценки результатов учебно-воспитательного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Предмет и методы психологии, отрасли психологии, понятие психики, мозг и психика,психические процессы Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности) Практические 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Психология общения Сам. работа 6 14 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ОБЩЕНАУЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Предмет, задачи педагогической психологии, психология образования Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Единство обучения и учения в образовательном процессе, психологические аспекты научения Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы исследования в педагогической психологии Сам. работа 6 14 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Соотношение обучения и развития, роль рефлексии в обучении,обучаемость и ее критерии, мотивация учебной деятельности Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Теоретические взгляды о взаимосвязи обучения и развития (Торндайк, Уотсон, Штерн, Пиаже, Выготский, Брунер) Практические 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Современные направления обучения Сам. работа 6 14 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
4.1. Закономерности воспитания, методы и формы воспитания и самовоспитания, психология нравственного воспитания Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Многообразие представлений о процессе воспитания Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Структура воспитательного процесса Сам. работа 6 14 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГА
5.1. Профессиональные кризисы и деструкции педагогов, педагогические способности, индивидуальный стиль в педагогической деятельности Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Личность учителя как условие эффективного обучения Сам. работа 6 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Барьеры педагогического общения Практические 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Сущность традиционного обучения, его достоинства и недостатки.
2. Сущность проблемного обучения, его достоинства и недостатки.
3. Сущность программированного обучения, его достоинства и недостатки.
4. Влияние динамики представлений об общем направлении и движущих силах развития личности на теоретические взгляды о взаимосвязи обучения и развития.
5. Проявление концептуальных психологических подходов к решению вопроса о соотношении обучения и развития в конкретных образовательных практиках.
6. Развитие понятия "развивающее обучение" и "развивающее образование".
7. Возможности и ограничения развивающего обучения как конкретной образовательной технологии.
8. Перспективы развития современного развивающего образования.
9. анализ результатов реализации проектов личностно-центрированного подхода в зарубежном педагогическом опыте.
10. Своеобразие отечественных подходов к реализации личностно-ориентированного обучения в современной школе.
11. Общая характеристика учебной мотивации как психологической категории.
12. Влияние мотивационных ориентаций на успешность учебной деятельности.
13. Проблемы психологического обеспечения устойчивости учебной мотивации учащегося.
14. Психологическое содержание понятий "интеллект" и "умственное развитие".
15. Принципы развития общих и специальных способностей в подростковом и раннем юношеском возрасте.
16. Институты воспитания: семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство.
17. Факторы влияния коллектива на формирование личности.
18. Ступени развития самовоспитания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ермаков В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьева, Н. И. Психология в контексте жизненного познавательного опыта студентов [Электронный ресурс] : гуманит. и естественнонауч. дисциплин. лтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин. - 2-е изд., перераб. и доп., Учеб. электрон. изд. - Славгород: [б. и.], , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология в контексте жизненного познавательного опыта студентов [Электронный ресурс] elibrary.asu.ru
Э2 Курс в Moodlе "Общая и педагогическая психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.