МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая география Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , Шерстюков С.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политическая география Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - сформировать у студентов массив конкретных знаний политико-географических реалий КНР.
Задачи курса: дать студентам представление о сущности, теоретических подходах и проблематике политической географии и геополитике; основных этапах формирования территории и границ КНР, ее демографических ресурсах; политико-государственном и административно-территориальной устройстве страны.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2 Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
ПК-3 Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.критически анализировать роль политико-географических знаний в политической, экономической, общественной жизни.
самостоятельно находить, оценивать и использовать политико-географическую номенклатуру для целей политического анализа;
3.2.Уметь:
3.2.1.успешно искать, оценивать, обрабатывать и распространять политико-географическую информацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки информации;
навыками прогнозирования социально-экономического развития КНР на современном этапе;
организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политическая география, ее предмет и объект.
1.1. Историческая география, ее предмет и объект. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Формирование исторической, политической и социальной географии Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Историко-географические контуры КНР. Этапы формирования территории Китая.
2.1. Историко-географические контуры КНР. Этапы формирования территории Китая. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Историко-географические контуры КНР. Этапы формирования территории Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие пространства. Пространства и границы в китайской историко-географической традиции Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Природные ресурсы КНР, их локализация на территории страны.
3.1. Природные ресурсы КНР, их локализация на территории страны. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Формы государственного устройства и правления в КНР.
4.1. Формы государственного устройства и правления в КНР. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Проблема политической модернизации КНР Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Административно-территориальной устройство КНР, Принципы взаимодействия центральных и региональных органов власти. Национально-территориальные автономии.
5.1. Административно-территориальной устройство КНР, Принципы взаимодействия центральных и региональных органов власти. Национально-территориальные автономии. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Административно-территориальной устройство КНР, Принципы взаимодействия центральных и региональных органов власти. Национально-территориальные автономии. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Внешняя политика КНР на современном этапе. Китай и глобальные проблемы современности
6.1. Внешняя политика КНР на современном этапе. Китай и глобальные проблемы современности Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Демографические ресурсы КНР и их влияние на политико-экономическое развитие страны.
7.1. Демографические ресурсы КНР и их влияние на политико-экономическое развитие страны. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Демографические ресурсы КНР и их влияние на политико-экономическое развитие страны. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Социально-экономическая модель развития КНР
8.1. Социально-экономическая модель развития КНР Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Работа с контурными, физико-географическими, политико-административными картами КНР. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Социально-экономическая модель развития КНР Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Конфессиональная карта КНР.
9.1. Конфессиональная карта КНР. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Религиозная политика правительства КНР Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Типология политико-географических конфликтов в КНР.
10.1. Типология политико-географических конфликтов в КНР. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3: Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4: Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-3: Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-2: Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родионова И. А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Родионова И. А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубкова О. В., Селезнева Н. В. Китайский язык. Лингвострановедение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Ю. А. Лысенко Политическая система и культура КНР [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э3 http://www.intertrends.ru/current_issue.htm - Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики
Э4 www.obraforum.ru – Научно-образовательный форум по международным отношениям
6.3. Перечень программного обеспечения
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не требуется.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.