МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное регулирование экономики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко В.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственное регулирование экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.02. «Менеджмент», утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016г. №7

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний в области макроэкономического регулирования и управления социально-экономическим развитием страны и регионов. В условиях стабилизации переходной экономики возрастает роль регулирования, меняются формы и инструменты управления социально-экономическим развитием. Используя методы управления и регулирования, государство обеспечивает устойчивое продвижение экономики к более высокому уровню эффективности производства и жизни населения.
Задачи дисциплины определяются требованиями, установленными Государственным стандартом высшего профессионального образования, к подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению.
Основными задачами курса являются:
- уяснение теоретических и методологических основ государственного вмешательства в экономику;
- знание места и роли государственного сектора в национальной экономике;
- усвоение основных методов и инструментов государственного регулирования рыночной экономики;
- ознакомление с опытом различных государств по макроэкономическому регулированию в современных условиях;
- освоение основных методов регулирования и планирования в переходной период;
- изучение особенностей функционирования основных субъектов госрегулирования рыночной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных экономических теориях, сформировавших систему государственного регулирования в переходной период;
- об опыте различных индустриальных стран в области макроэкономического управления и планирования;
- о структурной трансформации отечественной экономики;
- о формировании механизма становления инновационного, инвестиционного секторов национальной экономики;
- об основных формах регулирования социально-трудовой сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять методы управления и регулирования социально-экономического развития;
- рассчитывать место, размеры государственного сектора национальной экономики;
- представлять эффективность (последствия) реализации программ по изменению собственности, по организации налоговой, бюджетной систем и т.п.;
- рассчитывать показатели занятости, монополизации экономики;
- оценивать позитивные и негативные последствия развития экспортного сектора, а также ввоза импорта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основами методов подготовки организационных планов и региональных планов развития;
- комплексно применения методов подготовки организационных планов и региональных планов развития;
- системно пользования методов решения социально- экономических проблем региона с помощью организационных планов и региональных планов развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1. Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование системы управления Российской Федерацией Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование системы управления Российской Федерацией Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Цели и задачи государственного регулирования Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Историческая ретроспектива взамодействия экономики и государства Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методы государственного регулирования экономики
2.1. Прогнозирование и планирование в условия рынка Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Типология и классификация методов государственного воздействия на экономические процессы Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Государственное целевое программирование и математическое моделирование как инструменты макроэкономического регулирования Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Опыт использования методов государственного регулирования в развитых странах Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Методы регулирования экономических процессов в различных странах мира. Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Регулирование государственного сектора экономики и территорий
3.1. Государственный сектор национальной экономики. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Государственный сектор национальной экономики. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Зарубежный и российский опыт приватизации и национализации Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Государственная региональная политика и местное самоуправление Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. История приватизации конкретных предприятий, динамика дальнейшей экономической деятельности. Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Регулирование конкретных направлений развития экономики
4.1. Государственное регулирование инноваций. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Государственное регулирование инноваций. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Государственное регулирование инвестиций. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Государственное регулирование инвестиций и инноваций. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Стрктурная и антимонопольная политика государства Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Стрктурная и антимонопольная политика государства Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Социальная политика государства и регулирование рынка труда Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Россия в мировой экономической системе. Регулирование внешнеэкономической деятельности. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Нормативно правоая база реализации экономической политики в различных е енаправлениях. Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ГРЭ 2018 Менеджмент.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BA274803-4DC8-497D-9E2C-044BC8D15210
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мищенко В. В., Мищенко, И. К. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013
Л2.2 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/13EAA0F0-618D-47E0-81CD-01DE0CF44167
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальные сайты органов государственной власти:
Э2 www.government.ru
Э3 www.economy.gov.ru
Э4 www.fas.gov.ru
Э5 http://rosoez.ru
Э6 www.cbr.ru
Э7 www.gks.ru
Э8 www.mon.gov.ru
Э9 www.mzsrrf.ru
Э10 www1.minfin.ru
Э11 www.altairegion22.ru
Э12 www.rospotrebnadzor.ru
Э13 http://www.minsvyaz.ru
Э14 www.mnr.gov.ru
Э15 www.minprom.gov.ru
Э16 www.minregion.ru
Э17 www.mintrans.ru
Э18 www.roskazna.ru
Э19 www.fstrf.ru
Э20 Информационные сайты:
Э21 www.fcp.vpk.ru
Э22 www.iet.ru
Э23 www.hse.ru
Э24 www.liberatium.ru
Э25 http://rusref.nm.ru/
Э26 www.rosez.ru
Э27 www.polit.sib.ru
Э28 www.polit.ru
Э29 www.rao-ees.ru
Э30 ru.wikipedia.org
Э31 www.kadis.ru
Э32 www.rg.ru
Э33 www.regions.ru
Э34 Курс в Moodle Государственное регулирование экономики https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1824
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.


Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале