Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Политика России в Восточной и Центральной Азии» является формирование у студентов комплексного представления о региональных политических и экономических процессах в Азиатско- Тихоокеанском регионе, а также международной/региональной политики его основных акторов (государств, региональных институтов и т.д.), месте и роли России в региональной системе АТР. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы внешней политики России в АТР |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | сформулировать и научно обосновать перспективную позицию России по актуальным проблемам безопасности и взаимодействия с различными странами и регионами мира |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками определения приоритетных направления сотрудничества РФ с государствами АТР |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Регион в системе международных отношений | ||||||
1.1. | Региональная подсистема международных отношений. Внешняя региональная политика. Понятие региона в современной науке | Практические | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Региональная подсистема международных отношений. Внешняя региональная политика. Понятие региона в современной науке. Территориально-географические, социально-экономические, военно-политические, культурно-цивилизационные, демографические, исторические и другие критерии региона. Значение критерия «виртуальности» в теоретическом осмыслении феномена «регион». Географический детерминизм. Понятие «регион» по Л.Кантори (Louis Cantori) и С.Спигелу (Steven Spiegel) “The International Politics of Regions: A Comparative Approach”. Регион как район мира, который включает в себя географически близкие государства, образующие в международных делах взаимосвязанные объединения. Комплексный подход к определению понятия «регион» и его роли во внешней политике государства. Регион как субнациональная общность и его роль в международных связях государства. Российский Дальний Восток, американский Запад (Юг, Восток), канадский Атлантический районы – как субнациональные общности. Регион как транснациональное единство. | Лекции | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Подготовка к семинарскому занятию. Проверка знаний с помощью оценки стендовых докладов | Сам. работа | 3 | 8 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Азиатско-Тихоокеанский регион: понятие, структура, границы | ||||||
2.1. | Территориально-географическая, экономическая, политическая и цивилизационно-культурная неопределенность феномена АТР. Соотношение понятий Азиатско-Тихоокеанский регион, Тихоокеанский регион, Тихоокеанский бассейн, Тихоокеанское кольцо. Океано-географический критерий в определении понятия и явления АТР. АТР как подсистема системы современных международных отношений. Структура АТР. Субрегионы АТР. Значение Северо-Тихоокеанского субрегиона для России. Р.Скалапино о границах и структуре Азиатско-Тихоокеанского региона: Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Континентальный центр, Тихоокеанский регион. Классификация структурных элементов АТР по Х.Соесастро. АТЭС, ТЭС, СТЭС как системаобразующие элементы классификации. Понятие «Тихоокеанское кольцо» (Pacific Rim) в современной науке. Береговая тихоокеанская береговая черта государства как главный критерий феномена «Тихоокеанское кольцо». Структура Тихоокеанского кольца. Северо- Тихоокеанский регион. Юго-Восточная Азия. Юго-Западная часть Тихого оке | Лекции | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Проверка знаний с помощью терминологической контрольной работы, подготовка презентации проектной | Сам. работа | 3 | 11 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Концепции “Тихоокеанского века” и “Тихоокеанского сообщества” в политической теории и практике | ||||||
3.1. | Экономический рост и усиление политического влияния стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 1980-1990 –е гг. как условие оживления концепции «Тихоокеанского века». Азиатско-Тихоокеанский регион и будущее мирового порядка. “Тихоокеанская эра» и перспектива перемещение мирового экономического и политического центров на Тихий океан. Концепция «Тихоокеанского века» как отражение процесса интернационализации торгово-экономической жизни Азиатско- Тихоокеанского региона. Западные политики и ученые (Н.Макра, К.Коукер, Р.Рейган, Дж.Буш-старший и др. ) о возможностях и перспективах «тихоокеанского века». Место и роль США в АТР в «Тихоокеанскую эру». Возможности и перспективы создания «Тихоокеанского сообщества». «Тихоокеанское сообщество» как политическая институционализация интеграционных процессов в АТР. Б.Клинтон о значении «Тихоокеанского сообщества» для Америки и ее союзников | Лекции | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Подготовка к семинарскому занятию, подготовка к тестированию | Сам. работа | 3 | 10 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Политика России в АТР в постбиполярную эпоху | ||||||
4.1. | Национальные и региональные интересы России в АТР. «Атлантические» и «тихоокеанские» внешнеполитические приоритеты России. Второстепенность тихоокеанских интересов России и периферийность ее позиций в АТР. Российский Дальний Восток как субъект региональной политики России в АТР. Правительственные программы развития Дальнего Востока и Забайкалья (1987 и 1996 - 2005 гг.) как стимул для включения российского Дальнего Востока в интеграционные процессы в АТР. Военно-политическое присутствие России в АТР. Демилитаризация России в 1990-е гг. и проблема ее региональной безопасности. Развитие политико- дипломатических связей России со странами АТР в постбиполярную эпоху. «Дипломатия визитов». Российско- китайские отношения. Пекинская декларация. Стратегическое партнерство России и КНР. Российско-японские отношения. Влияние Токийской декларации на последующее развитие российско-японских связей. Отношения России с Республикой Корея и КНДР в 1990-е – начале 2000-х гг. | Лекции | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Подготовка к семинарскому занятию, презентация проектной работы, оценка работы с помощью тестирования | Сам. работа | 3 | 10 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Российско-китайское измерение региональных отношений в АТР | ||||||
5.1. | Изменение места и роли Китая в системе международных отношений в постбиполярную эпоху. Китай региональный лидер АТР. Изменение концепции внешней политики Китая в 1990-е – 2000-е гг. Концепция многополярности как фактор формирования современной внешней политики КНР. Милитаризация Китая как угроза региональной безопасности. Проблема «Большого Китая». Участие Китая в многосторонних структурах безопасности в АТР (АРФ, ШОС, шестисторонние переговоры по Северной Корее). Политика КНР в отношении России. Российско-китайское стратегическое партнерство. Американский фактор в китайско-российских отношениях. Российский Дальний Восток как торгово-экономический партнер Китая. Приграничное российско-китайское сотрудничество | Лекции | 3 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Политика КНР в отношении России. Российско-китайское стратегическое партнерство. Американский фактор в китайско- российских отношениях. Российский Дальний Восток как торгово-экономический партнер Китая. Приграничное российско-китайское сотрудничество | Практические | 3 | 6 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Подготовка к семинарскому занятию в виде ролевого тренинга на тему «Россия и АТЭС» | Сам. работа | 3 | 10 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Россия в современных интеграционных и институциональных процессах в АТР | ||||||
6.1. | Интернационализация производства как объективный процесс глобального экономического взаимодействия. Торговые и инвестиционные связи в АТР. Отличие интеграционных процессов в Европе и АТР. Интеграция как процесс создания связей и взаимоотношений, объединяющих различные культуры, нации и экономики. Одновременность и параллельность процессов интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации (локализации) в АТР. “Тихоокеанское сообщество” (Pacific Community) как возможный результат интеграционных процессов в АТР. Махатхир Мохамад, Фидель Рамос о возможностях и перспективах интеграционных процессов в АТР и месте в них азиатских государств. Институционализация АТР. Отставание институционализации в АТР от региональных интеграционных процессов. Место и роль региональных организаций в политической и экономической жизни АТР | Лекции | 3 | 4 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Место и роль региональных организаций в политической и экономической жизни АТР | Практические | 3 | 8 | УК-1, ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Общая характеристика АТР как наиболее динамично развивающегося региона мира 2. Участие России в интеграционных процессах в АТР на примере АТЭС 3. Проблема включения российских дальневосточных регионов в процесс экономической интеграции России в АТР 4. Российско-китайские отношения на современном этапе 5. Характеристика интеграционных процессов в АТР и перспективы России. 6. Участие России в «шестисторонних переговорах» по проблеме ядерного оружия КНДР 7. Вызовы и риски в АТР и политика России 8. Место и роль России как евразийской державы в АТР 9. Военно-техническое сотрудничество России с государствами АТР 10. Российско-японские отношения на современном этапе 11. Новая геополитическая ситуация и национальные интересы России в АТР: задачи и перспективы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Цыганков П.А. - отв. ред. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения, Алтайский междунар. центр азиат. исслед. | Политика России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX - начале XXI в.: [монография] | [Азбука], 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER? | |||
Э3 | http://sbiblio.com/biblio/ | |||
Э4 | http://www.isras.ru/ | |||
Э5 | http://www.bibliotekar.ru | |||
Э6 | Курс в Moodle "Политика России в Восточной и Центральной Азии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru) 5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |