МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика России в Восточной и Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политика России в Восточной и Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Политика России в Восточной и Центральной Азии» является формирование у студентов комплексного представления о региональных политических и экономических процессах в Азиатско- Тихоокеанском регионе, а также международной/региональной политики его основных акторов (государств, региональных институтов и т.д.), месте и роли России в региональной системе АТР.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы внешней политики России в АТР
3.2.Уметь:
3.2.1.сформулировать и научно обосновать перспективную позицию России по актуальным проблемам безопасности и взаимодействия с различными странами и регионами мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения приоритетных направления сотрудничества РФ с государствами АТР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регион в системе международных отношений
1.1. Региональная подсистема международных отношений. Внешняя региональная политика. Понятие региона в современной науке Практические 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Региональная подсистема международных отношений. Внешняя региональная политика. Понятие региона в современной науке. Территориально-географические, социально-экономические, военно-политические, культурно-цивилизационные, демографические, исторические и другие критерии региона. Значение критерия «виртуальности» в теоретическом осмыслении феномена «регион». Географический детерминизм. Понятие «регион» по Л.Кантори (Louis Cantori) и С.Спигелу (Steven Spiegel) “The International Politics of Regions: A Comparative Approach”. Регион как район мира, который включает в себя географически близкие государства, образующие в международных делах взаимосвязанные объединения. Комплексный подход к определению понятия «регион» и его роли во внешней политике государства. Регион как субнациональная общность и его роль в международных связях государства. Российский Дальний Восток, американский Запад (Юг, Восток), канадский Атлантический районы – как субнациональные общности. Регион как транснациональное единство. Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка к семинарскому занятию. Проверка знаний с помощью оценки стендовых докладов Сам. работа 3 8 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Азиатско-Тихоокеанский регион: понятие, структура, границы
2.1. Территориально-географическая, экономическая, политическая и цивилизационно-культурная неопределенность феномена АТР. Соотношение понятий Азиатско-Тихоокеанский регион, Тихоокеанский регион, Тихоокеанский бассейн, Тихоокеанское кольцо. Океано-географический критерий в определении понятия и явления АТР. АТР как подсистема системы современных международных отношений. Структура АТР. Субрегионы АТР. Значение Северо-Тихоокеанского субрегиона для России. Р.Скалапино о границах и структуре Азиатско-Тихоокеанского региона: Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Континентальный центр, Тихоокеанский регион. Классификация структурных элементов АТР по Х.Соесастро. АТЭС, ТЭС, СТЭС как системаобразующие элементы классификации. Понятие «Тихоокеанское кольцо» (Pacific Rim) в современной науке. Береговая тихоокеанская береговая черта государства как главный критерий феномена «Тихоокеанское кольцо». Структура Тихоокеанского кольца. Северо- Тихоокеанский регион. Юго-Восточная Азия. Юго-Западная часть Тихого оке Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Проверка знаний с помощью терминологической контрольной работы, подготовка презентации проектной Сам. работа 3 11 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Концепции “Тихоокеанского века” и “Тихоокеанского сообщества” в политической теории и практике
3.1. Экономический рост и усиление политического влияния стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 1980-1990 –е гг. как условие оживления концепции «Тихоокеанского века». Азиатско-Тихоокеанский регион и будущее мирового порядка. “Тихоокеанская эра» и перспектива перемещение мирового экономического и политического центров на Тихий океан. Концепция «Тихоокеанского века» как отражение процесса интернационализации торгово-экономической жизни Азиатско- Тихоокеанского региона. Западные политики и ученые (Н.Макра, К.Коукер, Р.Рейган, Дж.Буш-старший и др. ) о возможностях и перспективах «тихоокеанского века». Место и роль США в АТР в «Тихоокеанскую эру». Возможности и перспективы создания «Тихоокеанского сообщества». «Тихоокеанское сообщество» как политическая институционализация интеграционных процессов в АТР. Б.Клинтон о значении «Тихоокеанского сообщества» для Америки и ее союзников Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка к семинарскому занятию, подготовка к тестированию Сам. работа 3 10 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Политика России в АТР в постбиполярную эпоху
4.1. Национальные и региональные интересы России в АТР. «Атлантические» и «тихоокеанские» внешнеполитические приоритеты России. Второстепенность тихоокеанских интересов России и периферийность ее позиций в АТР. Российский Дальний Восток как субъект региональной политики России в АТР. Правительственные программы развития Дальнего Востока и Забайкалья (1987 и 1996 - 2005 гг.) как стимул для включения российского Дальнего Востока в интеграционные процессы в АТР. Военно-политическое присутствие России в АТР. Демилитаризация России в 1990-е гг. и проблема ее региональной безопасности. Развитие политико- дипломатических связей России со странами АТР в постбиполярную эпоху. «Дипломатия визитов». Российско- китайские отношения. Пекинская декларация. Стратегическое партнерство России и КНР. Российско-японские отношения. Влияние Токийской декларации на последующее развитие российско-японских связей. Отношения России с Республикой Корея и КНДР в 1990-е – начале 2000-х гг. Лекции 3 4 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка к семинарскому занятию, презентация проектной работы, оценка работы с помощью тестирования Сам. работа 3 10 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Российско-китайское измерение региональных отношений в АТР
5.1. Изменение места и роли Китая в системе международных отношений в постбиполярную эпоху. Китай региональный лидер АТР. Изменение концепции внешней политики Китая в 1990-е – 2000-е гг. Концепция многополярности как фактор формирования современной внешней политики КНР. Милитаризация Китая как угроза региональной безопасности. Проблема «Большого Китая». Участие Китая в многосторонних структурах безопасности в АТР (АРФ, ШОС, шестисторонние переговоры по Северной Корее). Политика КНР в отношении России. Российско-китайское стратегическое партнерство. Американский фактор в китайско-российских отношениях. Российский Дальний Восток как торгово-экономический партнер Китая. Приграничное российско-китайское сотрудничество Лекции 3 2 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Политика КНР в отношении России. Российско-китайское стратегическое партнерство. Американский фактор в китайско- российских отношениях. Российский Дальний Восток как торгово-экономический партнер Китая. Приграничное российско-китайское сотрудничество Практические 3 6 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Подготовка к семинарскому занятию в виде ролевого тренинга на тему «Россия и АТЭС» Сам. работа 3 10 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Россия в современных интеграционных и институциональных процессах в АТР
6.1. Интернационализация производства как объективный процесс глобального экономического взаимодействия. Торговые и инвестиционные связи в АТР. Отличие интеграционных процессов в Европе и АТР. Интеграция как процесс создания связей и взаимоотношений, объединяющих различные культуры, нации и экономики. Одновременность и параллельность процессов интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации (локализации) в АТР. “Тихоокеанское сообщество” (Pacific Community) как возможный результат интеграционных процессов в АТР. Махатхир Мохамад, Фидель Рамос о возможностях и перспективах интеграционных процессов в АТР и месте в них азиатских государств. Институционализация АТР. Отставание институционализации в АТР от региональных интеграционных процессов. Место и роль региональных организаций в политической и экономической жизни АТР Лекции 3 4 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Место и роль региональных организаций в политической и экономической жизни АТР Практические 3 8 УК-1, ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Общая характеристика АТР как наиболее динамично развивающегося региона мира
2. Участие России в интеграционных процессах в АТР на примере АТЭС
3. Проблема включения российских дальневосточных регионов в процесс экономической интеграции России в АТР
4. Российско-китайские отношения на современном этапе
5. Характеристика интеграционных процессов в АТР и перспективы России.
6. Участие России в «шестисторонних переговорах» по проблеме ядерного оружия КНДР
7. Вызовы и риски в АТР и политика России
8. Место и роль России как евразийской державы в АТР
9. Военно-техническое сотрудничество России с государствами АТР
10. Российско-японские отношения на современном этапе
11. Новая геополитическая ситуация и национальные интересы России в АТР: задачи и перспективы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения, Алтайский междунар. центр азиат. исслед. Политика России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX - начале XXI в.: [монография] [Азбука], 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
Э6 Курс в Moodle "Политика России в Восточной и Центральной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru)
5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.