МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы муниципального права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮвГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Маньковская Вера Ивановна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы муниципального права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы муниципального права является формирование системного представления о проблемах организации и деятельности местного самоуправления и перспективных направлениях их решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-5:понятие и систему муниципального права; природу и сущность местного самоуправления; понятие, особенности и систему муниципальных правовых актов; основные положения устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов; этапы формирования российского местного самоуправления; стадии муниципального нормотворческого процесса; основы мониторинга муниципальных правовых актов; содержание экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
ПК-11:понятие, функции, формы, методики организации научных исследований по тематике «Актуальные проблемы муниципального права»; особенности научных исследований по тематике «Актуальные проблемы муниципального права».
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-5:оперировать понятиями и категориями муниципального права; анализировать юридические факты и порожденные ими муниципальные правоотношения; толковать и правильно применять муниципальные правовые акты; формулировать предложения по совершенствованию содержания и практики применения муниципальных правовых норм; анализировать развитие российского муниципального права; определять общее и особенное в муниципальном праве России и зарубежных стран.
ПК-11:организовывать научные исследования по тематике «Актуальные проблемы муниципального права»; активизировать студентов для самостоятельной работы; применять информационные технологии в процессе подготовки к занятиям и научным мероприятиям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-5:навыками работы с муниципальными правовыми актами; навыками анализа юридических фактов, муниципальных правовых норм и соответствующих правоотношений; правоприменительной муниципальной практикой, ее анализом и обобщением.
ПК-11:навыками эффективного использования методик организации самостоятельной работы студентов; владеет методиками повышения эффективности самостоятельной научной работы студентов; навыками применения различных форм и способов подготовки студентов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Местное самоуправление в системе народовластия
1.1. Местное самоуправление в системе народовластия Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Местное самоуправление в системе народовластия Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Местное самоуправление в системе народовластия Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Местное самоуправление в системе народовластия Сам. работа 1 29 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Компетенция местного самоуправления
2.1. Компетенция местного самоуправления Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Компетенция местного самоуправления Сам. работа 1 30 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
3.1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
3.2. Практическое занятие по решению задач Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Сам. работа 1 30 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Экзамен
4.1. Экзамен Экзамен 1 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. А.Н. Кокотов. Муниципальное право России: Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт., 2018 www.biblio-online.ru/book/EAD9B401-C06E-4795-87A1-5A29DA710BF0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Овчинников И.И., Писарев А.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт города "Барнаул" https://barnaul.org/
Э2 Актуальные проблемы муниципального права portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.


В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту на экзамене отводится 30 минут. Преподаватель оценивает ответ студента на каждый из предложенных вопросов по 4-балльной шкале, определяя впоследствии итоговую оценку с учетом результатов решения задач и выполнения лабораторного практикума, которые студент обязан выполнить в течение срока освоения дисциплины.
Теоретические вопросы – это оценочное средство, при котором устанавливается непо-средственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студен-тами учебного материала. Готовиться к ответу на теоретические вопросы следует по планам семинарских занятий, выданных преподавателем или размещенным на университетском сайте. При этом необходимо учитывать лекционный курс, а также знакомиться с нормативными акта-ми, материалами практики и научной литературой, рекомендованной к семинарам. Ответ на теоретические вопросы может быть устным и письменным, а также с использованием презентаций, в форме доклада. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько вариантов ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотноше-нии от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется сту-дентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на се-минарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается от-дельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от соответствия предлагаемых изменений иным законодательным положениям. Если предлагаемые изменения противоречат нормам, обладающим более высокой юридической силой, то задание не считается выполненным. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержательная часть данных предложений. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.