МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы муниципального права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКонституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Конст_ право-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Маньковская Вера Ивановна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы муниципального права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №905)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы муниципального права является формирование системного представления о проблемах организации и деятельности местного самоуправления и перспективных направлениях их решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1: основной круг проблем в муниципальном праве и способы их решения; основные источники и методы поиска научной информации по вопросам муниципального права.
ПК-1: основные проблемы в области муниципального права; взаимосвязь проблем в области муниципального права в целостной системе юридических знаний и их значение для реализации муниципального права в профессиональной деятельности.
ПК-2: различные методики проведения научных исследований в сфере юриспруденции; стадии, этапы юридических исследований и их последовательность.
ПК-3: основные проблемы в области муниципального права; правила юридической техники; требования, предъявляемые к результатам научных исследований.
УК-2: основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки; технологи проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1: находить наиболее эффективные методы решения основных типов проблем, встречающихся в муниципальном праве; анализировать, систематизировать и усваивать передовой опыт проведения научных исследований в рамках муниципального права.
ПК-1: применять различные приемы и способы, подходящие для исследования соответствующих вопросов муниципального права.
ПК-2: применять информационные технологии в процессе подготовки и проведения исследования.
ПК-3: применять терминологический юридический аппарат
УК-2: использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1: современными методами, инструментами и технологией научно-исследовательской и проектной деятельности в области муниципального права.
ПК-1: основными приёмами ведения исследований и дискуссий по проблемам муниципального права.
ПК-2: навыками самоорганизации для проведения юридического исследования.
ПК-3: навыками проведения комплексных исследований в области юриспруденции; навыками доказывания собственное видение решения обозначенной проблемы; приемами ведения научной дискуссии.
УК-2: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичного выступления и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Местное самоуправление в системе народовластия
1.1. Местное самоуправление в системе народовластия Лекции 3 3 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Местное самоуправление в системе народовластия Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Местное самоуправление в системе народовластия Сам. работа 3 30 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Компетенция местного самоуправления
2.1. Компетенция местного самоуправления Лекции 3 3 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Компетенция местного самоуправления Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Компетенция местного самоуправления Сам. работа 3 30 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
3.1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Сам. работа 3 30 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. А.Н. Кокотов. Муниципальное право России: Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт., 2018 www.biblio-online.ru/book/EAD9B401-C06E-4795-87A1-5A29DA710BF0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Овчинников И.И., Писарев А.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт города "Барнаул" https://barnaul.org/
Э2 Актуальные проблемы муниципального права portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Актуальные проблемы муниципаль-ного права» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освое-ния дисциплины «Актуальные проблемы муниципального права» производится с учетом ре-зультатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретиче-ских вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок, полученных в течение семестра, студент сдает зачет по вопросам и проходит тестирование.
В зачетный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту на зачете отводится 15 минут. Преподаватель оценивает ответ студента на каждый из предложенных вопросов по бинарной шкале, определяя впоследствии итоговую оценку.
Теоретические вопросы – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Готовиться к ответу на теоретические вопросы следует по планам семинарских занятий, выданных преподавателем или размещенном на университетском сайте. При этом необходимо учитывать лекционный курс, а также знакомиться с нормативными актами, материалами практики и научной литературой, рекомендованной к семинарам. Ответ на теоретические вопросы может быть устным и письменным, а также с использованием презентаций, в форме доклада. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.