МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная стратификация городского населения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология города и развитие городской среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СГиРГС-1-2020
Часов по учебному плану 102
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 102 102 102 102

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная стратификация городского населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
Направление 39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 03.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с особенностями социальной стратификации городского населения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4.1 Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений
ОПК-4.2 Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению
ОПК-4.3 Анализирует и прогнозирует развитие рынков
ОПК-4.4 Анализирует риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий
ОПК-4.5 Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику социологической эскпертизы в сфере стратификации городского населения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии города
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки рекомендаций для проведения социологической экспертизы и консалтинга в сфере социальной стратификации городского населения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социальная стратификации городского населения как область знаний Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная стратификации городского населения как область знаний Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Проблемы использования методов оценки социальной стратификаци городского населения Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
1.4. Проблемы использования методов оценки социальной стратификаци городского населения Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Проблемы использования методов оценки социальной стратификаци городского населения Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
1.6. Проблемы использования методов оценки социальной стратификаци городского населения Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Опыт социологических исследований в сфере социальной стратификации городского населения Сам. работа 2 24 Л1.1, Л2.1
1.8. Концептуализация предметной области социальной стратификации городского населения как области знаний Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
1.9. Использование знаний и навыков по социальной стратификации городского населения, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
1.10. Содержание и специфика социальных технологий Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
1.11. Зачет с оценкой 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Социальная инженерия как сфера научно-практической деятельности
2. Становление социальной инженерии в качестве научной дисциплины
3. Вклад К. Поппера в развитие социальной инженерии
4. Организационные структуры, создаваемые в процессе социоинженерной деятельности
5. Способы решения социальных проблем
6. Инженерный подход в социальной сфере.
7. Анализ проектируемых систем и технологии реализации проектов
8. Мир объектов инженерной деятельности
9. Искусственные социальные системы.
10. Социальные институты как наиболее высокий уровень применения социоинженерной деятельности.
11. Концептуализация предметной области социальной инженерии
12. Специфика социальной инженерии в разделении управленческого труда
13. Социальная инженерия как способ соединения науки и практики в социальном управлении.
14. Социальная инженерия как составная часть управленческой деятельности
15. Принцип непрерывности социоинженерного обеспечения управления
16. Принцип технологизации социоинженерного обеспечения управления
17. Содержание и специфика социальных технологий
18. Специфика управленческой деятельности по упорядочению и изменению социальных систем
19. Специфика связи социальной инженерии и прикладной социологии
20. Возможности и границы применения социальной инженерии
Типовые практические задания:
1. Назовите базовые социологические дисциплины, которые необходимы для понимания специфики социальной инженерии. Приведите аргументы в пользу вашего выбора.
2. По мере развития социальной инженерии в ней постепенно складываются четыре направления: социоинженерные исследования (инженерный анализ социальных систем), проектно-конструкторская, организационно-технологическая и консультативно-управленческая деятельность. Определите роль социолога на каждом из представленных направлений развития социальной инженерии.
3. В социальной инженерии широко применяются методы инженерного анализа и моделирования социальных объектов. Их содержание конкретизируют следующие инвариантные процедуры: обоснование проблемы и характеристика проблемной ситуации, формулирование целей и задач исследования, построение модели (аналитической, дескриптивной или нормативной, прескриптивной или экспериментальной) социального объекта, эмпирическая проверка принятых гипотез и допущений на основе обобщения и анализа (оценки) полученных посредством моделирования данных, уточнение и оптимизация модели, представление и выдача практических рекомендаций. Выберите любую процедуру и определите тему и методику эмпирического исследования, которое может провести социолог.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко С.А. СОЦИОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЖИЗНИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зерчанинова Т.Е. СОЦИОЛОГИЯ: МЕТОДЫ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.