МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 187 183 187
Часы на контроль 13 9 13 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент Замятина О.Н.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы развития социологии, ключевые понятия социологии, специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.2.Уметь:
3.2.1.работая в коллективе, учитывать социальные, этнические, конфессиональные, культурные особенности представителей различных социальных общностей, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности; определять свою роль в команде при выполнении поставленных перед группой задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы в команде и учитывать социальные, этнические, конфессиональные, культурные различия; разрешения и предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности, совершенствование коммуникативных способностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию
1.1. Социология как наука об обществе Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Социология как наука об обществе Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Социология как наука об обществе Сам. работа 1 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическая теория общества
2.1. Общество как социокультурная система Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Общество как социокультурная система Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Общество как социокультурная система Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Социальная структура и стратификация общества Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Социальная структура и стратификация общества Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Социальная структура и стратификация общества Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Социальные институты и организации Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Социальные институты и организации Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Социальные общности и группы Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Социальные общности и группы Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Личность в социальной системе
3.1. Личность и ее социализация Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Специальные социологические теории
4.1. Социология образования Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Социология рекламы, коммуникаций Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Социология семьи Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Социология культуры Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Социология общественного мнения Сам. работа 1 13 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Социология человечества Сам. работа 1 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Общественное мнение Сам. работа 1 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основные методы сбора социальной информации
5.1. Методы социологических исследований Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Методы социологических исследований Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Методы социологических исследований Сам. работа 1 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Экзамен 1 9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Социология свободного времени Сам. работа 1 14 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Социология»:
1. Предпосылки возникновения и становление социологии как науки. Закон трех стадий развития общества О. Конта.
2. Объект и предмет социологии. Понятие «социальное».
3. Эволюционизм Г. Спенсера.
4. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда.
5. Концепция «социального действия» М. Вебера.
6. Понятие социального института, его основные признаки. Типология социальных институтов.
7. Проблема развития социальных институтов. Понятие функции и дисфункции.
8. Общее и различия в определении понятий «социальная группа» и «социальная общность». Типология социальных общностей и групп.
9. Личность в малой группе. Методы исследования малых групп.
10. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологическое определение понятия «личность».
11. Ролевая концепция личности. Социальный статус и его виды. Многообразие социальных ролей. Ролевой конфликт.
12. Психоаналитическая теория личности.
13. Концепция «зеркального Я».
14. Социализация как непрерывный процесс освоения правил и норм жизни в обществе. Этапы (Э. Эриксон, Л. Колберг и др.), агенты и механизмы социализации.
15. Человек в системе социального контроля. Механизмы и функции социального контроля.
16. Социальные нормы и социальные санкции как элементы социального контроля.
17. Понятие девиации. Теории девиантного поведения.
18. Формы, причины девиации и пути ее преодоления. Понятие аномии.
19. Понятие парадигмы, теории и концепции в социологии.
20. Структурный функционализм.
21. Марксизм и неомарксизм в социологии.
22. Психоаналитические традиции в социологии.
23. Понимающая социология.
24. Основные структурные элементы общественного устройства.
25. Понятие и основное предназначение социальных институтов в обществе.
26. Процесс институционализации.
27. Современные социальные институты и их функции.
28. Понятие социального неравенства и социальной стратификации.
29. Социальная мобильность: понятие, основные виды, каналы реализации.
30. Понятие социальной группы, класса, общности.
31. Особенности групповой динамики.
32. Роль лидера в социальной группе.
33. Объект и предмет социологии.
34. Функции социологического знания.
35. Теоретический и эмпирический уровни социологии.
36. Понятие и характеристика количественных и качественных методов социологического исследования.
37. Логика эмпирического социологического исследования.
38. Понятие парадигмы, теории и концепции в социологии.
39. Структурный функционализм.
Практические задания по дисциплине «Социология»:
1. Соотнесите между собой понятия «социальное равенство» и «социальная справедливость»; «социальное неравенство» и «социальная несправедливость».
2. Приведите примеры восходящей и нисходящей групповой социальной мобильности.
3. Смоделируйте типичные жизненные ситуации, порождающие внутриролевые и межролевые конфликты.
4. Поясните причины и механизмы возникновения дисфункционального состояния института образования в современной России.
5. Приведите примеры форм девиантного поведения, характерных для современного периода развития информационных технологий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Становление и развитие социологии на Алтае.
2. О. Конт и его социологические идеи.
3. Учение об «идеальных типах» М. Вебера.
4. Социологическая теория Э. Дюркгейма.
5. Огюст Конт о трех стадиях эволюции общества.
6. Герберт Спенсер об обществе как организме.
7. Теория постиндустриального общества в работах Д. Белла, ДЖ. Гэлбрейта и других ученых.
8. Проблема типологии обществ.
9. Понятие «общество» в русской социологии.
10. Понятие «общество» в западной социологии.
11. Многообразие подходов к выделению средних классов.
12. Социальное неравенство.
13. Социальная структура и социальный престиж видов деятельности.
14. Социальная мобильность в России и на Западе.
15. Проблема безработицы в России.
16. Личность и общество. Их взаимодействие.
17. Жизненные кризисы личности.
18. Проблема личности в западной социологии.
19. Проблема личности в русской социологии.
20. Ролевые теории личности Дж. Мида и Р. Линтона.
21. Социальные аспекты межнациональных отношений.
22. Причины обострения межнациональных отношений.
23. Этнический состав населения Алтайского края.
24. Социально-этническая структура современной России.
25. Социологический анализ межэтнических конфликтов.
26. Национально-этнические общности: от племени к нации.
27. Роль воспитания в социализации личности.
28. Социальные функции образования.
29. Современный преподаватель: идеал и реальность.
30. Высшая школа, проблемы ее развития.
31. Социокультурные основания становления и развития рекламы.
32. Социологические теории в рекламе.
33. Рекламная коммуникация как мультипликация ценностей современного общества.
34. Реклама в массовом обществе.
35. Социальная значимость рекламы межличностных отношений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
Л1.2 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.