МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология государственного и муниципального управления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 15
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 15 15 15 15
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология государственного и муниципального управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание механизмов функционирования систем государственного и муниципального управления в Российской Федерации;
научить разрабатывать предложения и рекомендации для органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению социальных проблем;
научить оценивать эффективность реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления социально значимых проектов;
обучить основным технологиям согласования интересов различных социальных групп и общностей в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4.1: Демонстрирует возможности использования теоретических знаний и результатов социологических исследований для выявления социально значимых проблем
ОПК-4.2: Выявляет социально значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов
ОПК-4.3: Формулирует задачи исследований для определения путей решения социально значимых проблем на основе теоретических знаний и результатов конкретных социологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.демонстрации возможностей использования теоретических знаний и результатов социологических исследований для выявления социально значимых проблем в системе государственного и муниципального управления
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять социально значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формулирования задач исследований для определения путей решения проблем в системе государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Государство. Общие понятия. Роль социологии в изучении государства Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Государство. Общие понятия. Роль социологии в изучении государства Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Государство. Общие понятия. Роль социологии в изучении государства Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Механизм (аппарат) государства. Роль социологии в изучении механизма государства Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Механизм (аппарат) государства. Роль социологии в изучении механизма государства Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Механизм (аппарат) государства. Роль социологии в изучении механизма государства Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственная власть.Роль социологии в изучении государственной власти Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Государственная власть.Роль социологии в изучении государственной власти Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Государственная власть.Роль социологии в изучении государственной власти Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Правотворчество в государственном управлении. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Правотворчество в государсвенном управлении. Социологические аспекты в изучении правотворчества Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.12. «Конституция РФ, общая характеристика». Сам. работа 6 5 Л1.1, Л2.1
1.13. Государственное управление. Общие понятия.Социология управления и социология государственного и муниципального управления Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.14. «Конституция РФ, общая характеристика». Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.15. «Конституция РФ, общая характеристика». Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
1.16. Законодательные органы управления. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.17. «Правотворчество в государственном управлении». Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.18. Правотворчество в государсвенном управлении. Социологические аспекты в изучении правотворчества Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.19. Исполнительные органы управления. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Правотворчество в государсвенном управлении. Социологические аспекты в изучении правотворчества Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.21. «Правотворчество в государственном управлении». Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.22. Судебная власть. Роль социологии в изучении судебной власти Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.23. «Контрольная работа». Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.24. «Контрольная работа». Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.25. Методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности». Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.26. «Государственное управление. Общие понятия». Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.27. Система муниципального управления. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.28. «Система муниципального управления». Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
1.29. «Система муниципального управления». Сам. работа 6 1 Л1.1, Л2.1
1.30. Экзамен 6 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Социология государственного и муниципального управления как отрасль знаний.
2. Понятие, сущность и основные признаки государства.
3. Функции государства. Роль социологии в исследовании функций государства.
4. Формы и методы осуществления функций государства. Роль социологии в исследовании форм и методов осуществления функций государства.
5. Формы государства.
6. Понятие, признаки механизма (аппарата) государства.
7. Структура механизма государства. Социологические приемы и способы
8. Органы государства, их виды. Роль социологии в исследовании органов государства.
9. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. Роль социологии в изучении бюрократизма и коррупции.
10. Понятие, признаки и структура государственной власти.
11. Экономическая, социальная и нравственно-духовные основы государственной власти.
12. Методы осуществления власти.
13. Властеотношения, легитимность и легальность государственной власти.
14. Соединение и разделение властей.
15. Понятие, характерные черты и принципы правотворчества в государственном управлении.
16. Виды правотворчества.
17. Законодательный процесс и его стадии.
18. Нормативно-правовые акты органов государства.
19. Понятие государственного управления.
20. Функциональная и организационная структура государственного управления.
21. Принципы федеративного устройства в России. Понятия федерализма и унитаризма.
22. Государственное управление и государственная политика.
23. Функции и типы законодательных органов управления.
24. Совет Федерации как законодательный орган управления.
25. Государственная Дума как законодательный орган управления.
26. Депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
27. Общая характеристика законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
28. Президент Российской Федерации: статус как главы государства, полномочия, правовые акты.
29. Президент Российской Федерации: правовые акты, основания досрочного прекращения полномочий.
30. Правительство как высший исполнительный орган государственной власти.
31. Состав и порядок формирования Правительства РФ.
32. Полномочия и организация деятельности Правительства РФ.
33. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов РФ.
34. Органы исполнительной власти субъекта РФ.
35. Судебная власть в Российской Федерации: понятие и сущность.
36. Функции судебной власти.
37. Статус судьи, порядок назначения на должность судьи.
38. Судебная система в Российской Федерации.
39. Государственное управление конфликтами. Роль социологии в исследовании конфликтов в системе управления.
40. Понятие муниципального управления и основ местного самоуправления.
41. Территориальные основы местного самоуправления.
42. Финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления.
43. Понятие системы местного самоуправления.
44. Формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления.
45. Органы местного самоуправления. Роль социологии в исследовании деятельности органов местного самоуправления.
46. Методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.
Практические задания на экзамене:
1. Задача: Известно, что государственные доходы составили 20 % от ВВП, равного 800 млрд. ден. ед., расходы государства составили 150 млрд. ден. ед. Определите состояние государственного бюджета.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения может проводиться опрос граждан. Какой характер носят результаты этого опроса: обязательный или рекомендательный?
3. Комплексная социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов. Приведите пример социального института, использующего данный вид информации, и кратко поясните механизм такого использования.
4. Сформулируйте организационно-управленческую задачу для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанную с регулированием социальной сферы в регионе.
5. Какой метод сбора комплексной социальной информации может быть наиболее действенным для получения актуальных результатов? Ответ кратко аргументируйте.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Соц. ГМУ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/018C326C-243E-49BE-9D73-E53F8438BD1C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граждан В. Д. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404877
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle "Социология государственного и муниципального управления" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1643
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.