Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Цифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_ЦМА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 6 | |
Практические | 10 | 10 | 8 | |
Сам. работа | 153 | 153 | 121 | |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 9 | 180 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна
1.1. | Основной целью курса «Введение в структурное моделирование» является освоение матемако-статистических (теоретических) и программно-прикладных основ метода моделирования структурными уравнениями и составляющих его многомерных методов анализа данных, алгоритмов обработки данных и интерпретации полученных результатов, применение данного метода для решения задач исследовательской и профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-4.1 | Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений; |
ОПК-4.2 | Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению |
ОПК-4.3 | Анализирует и прогнозирует развитие рынков |
ОПК-4.4 | Анализирует риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий; |
ОПК-4.5 | Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные традиционные статистические методы, лежащие в основе метода структурного моделирования, основные понятия и принципы структурного моделирования, формы представления модели, ее структурные составляющие, основные этапы моделирования и статические показатели, используемые для проверки качества. Достоинства и недостатки, ограничения метода для анализа вариантов формирования и реализации управленческих решнений в социальной, культурной, экономической сфере, составления экспертных заключений, анализа программ, стратегий, предложений по их улучшению, анализа и прогноза развития рынков, риска внедрений результатов социальных проектов и мероприятий, разработки предложений по отбору и организации работы экспертов. Знать основные программы статистической обработки данных, используемых для практического применения методов структурного моделирования, в том числе более подробно - IBM SPSS Amos и пакеты lavaan и sem из программной среды R. Знать правила представления результатов моделирования в научных исследованиях (научных статьях). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Формулировать задачи и гипотезы, верификация которых возможна на базе применения метода структурного моделирования. Различать методы, уметь выбрать правильный, соответствующий задачам исследования. Уметь проводить предварительный теоретический и эмпирический анализ для обоснования модели, тестируемой с помощью SEM. Уметь оценивать саму модель, ее спецификацию, качество моделирования по индексам согласованности. Критически оценивать опубликованные результаты исследований, включающие SEM. Уметь представлять результаты в табличном и графическом виде, описывать результаты и выводы, полученные в ходе моделирования. Использовать метод для для анализа вариантов формирования и реализации управленческих решнений в социальной, культурной, экономической сфере, составления экспертных заключений, анализа программ, стратегий, предложений по их улучшению, анализа и прогноза развития рынков, риска внедрений результатов социальных проектов и мероприятий, разработки предложений по отбору и организации работы экспертов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками практического применения метода структурного моделирования на базе программ IBM SPSS Amos и специализированных пакетов программы R; навыками интерпретации, анализа, описания результатов моделирования, представления результатов в виде путевых диаграмм для для анализа вариантов формирования и реализации управленческих решнений в социальной, культурной, экономической сфере, составления экспертных заключений, анализа программ, стратегий, предложений по их улучшению, анализа и прогноза развития рынков, риска внедрений результатов социальных проектов и мероприятий, разработки предложений по отбору и организации работы экспертов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы структурного моделирования | ||||||
1.1. | Введение, основные понятия, методы и принципы структурного моделирования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л1.1 |
1.2. | Экслораторный и конфирматорный факторный анализ. Проверка факторной инвариантности | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.5 | Л1.1 |
1.3. | Подготовка данных к моделированию, спецификация модели, оценка ее детерминированности | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | |
1.4. | Анализ научных публикаций, описывающих результаты SEM | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-4.1, ОПК-4.5 | Л1.2 |
Раздел 2. Применение SEM в рамках исследовательского проекта | ||||||
2.1. | Обзор основных программ и подходов к реализации структурного моделирования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | Л2.1 |
2.2. | Введение в lavaan и AMOS. Путевой анализ. | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.3 | |
2.3. | Конфирматорный факторный анализ | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | |
2.4. | Интерпретация и анализ результатов конфирматорного анализа | Сам. работа | 1 | 30 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, ОПК-4.5 | |
2.5. | Мультигрупповой факторный анализ (MG CFA), тестирование факторной инвариантности, тестирование полной модели | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | |
2.6. | Интерпретация, анализ и визуализация результатов мультигруппового факторного анализа, факторной инвариантности, полной модели | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 | |
2.7. | Структурное моделирование для тестирования моделей кривых роста,эффектов модерации и медиации, многоуровневого анализа | Сам. работа | 1 | 51 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4, ОПК-4.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тесты для контроля знаний, применения базовых компьютерных программ расположены на странице курса на образовательном портале АлтГУ. Примерный перечень вопросов: 1. Каковы условия применения многоуровневой регрессии? 2. В чем основные отличия моделей random и Fixed slope. В каких случаях какие модели используются? 3. Что такое агрегированные и дисагрегированные переменные? 4. Что такое латентная переменная? Что такое конструкт? 5. Факторная модель: обозначения, ключевые понятия (такие как загрузка факторов, общность, уникальность, собственное значение и коэффициент) 6. Конфирматорный факторный анализ (CFA). Различия между КФА и разведывательным факторным анализом. 7. Ключевые параметры КФА: факторные нагрузки, остатки, ковариации 8. Идентификация модели. Не идентифицированые, едва идентифицированые и идентифицированные модели КФА. 9. Различные типы ограничений параметров, используемых для идентификации модели в CFA. 10. Показатели качества моделей (Chi-Square, RMSEA, CFI, SRMR / WRMR) 11. Модификация модели и сравнение моделей (Chi-Square тест разности, AIC / BIC). 12. Чем медиация отличается от модерации? Приведите пример. Как моделируются модерация и медиация переменных? 13. Что означает низкое качество модели? Какие могут быть возможные причины низкого качества модели? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.А. Черткова | Статистика. Автоматизация обработки информации: Учебное пособие | Юрайт, 2018//ЭБС Юрайт | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Син Такахаси | Занимательная статистика. Регрессионный анализ. Манга: | Издательство "ДМК Пресс", 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дрейнер Н. | Прикладной регрессионный анализ: | М., финансы и статистика, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Страница курса на образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Проект по работе с пакетом lavaan | lavaan.ugent.be | ||
Э3 | Structural Equation Modeling With the sem Package in R | socialsciences.mcmaster.ca | ||
Э4 | Lavaan Tutorial | lavaan.ugent.be | ||
Э5 | AMOS tutorial | www.researchgate.net | ||
Э6 | Modeling with Structural Equations | www.structuralequations.com | ||
Э7 | Introduction Structureal Equation modeling | joophox.net | ||
Э8 | Моделирование структурными уравнениями | statsoft.ru | ||
Э9 | Y. Rosseel lavaan: an R package for structural equation modeling | users.ugent.be | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IBM SPSS AMOS, R, RStudio. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
https://www.kaggle.com/datasets https://ods.ai/ https://www.dataquest.io/blog/free-datasets-for-projects/ https://researchguides.library.vanderbilt.edu/c.php?g=69053&p=448115 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для освоения курса обущающиеся должны прослушать лекции, выполнить задания преподавателя на практических занятиях, изучить дополнительный материал для самостоятельной работы и подготовить аналитический отчет, демонстрирующий знания и опыт практического применения методоа моделирования структурными уравнениями. Все расчеты, программный код, описание результатов должны быть сделаны в программной среде R и опубликованы с помощью сервиса RPubs. |