МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Количественные методы в научных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедрой
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 224

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 14 14 42 42
Практические 22 22 18 18 18 18 58 58
Сам. работа 72 36 76 76 76 76 224 188
Итого 108 72 108 108 108 108 324 288

Программу составил(и):
к. пед. н, доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н, профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Количественные методы в научных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин А.А., д.ф.-м.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Заведующий кафедрой Папин А.А., д.ф.-м.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обоснование целостного и системного понимания вероятностной парадигмы и статистического подхода в описании экспериментальных данных в области психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.52

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ПК-36 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и ограничениях математических и статистических методов для решения широкого класса профессиональных задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять стандартные алгоритмы статистического анализа экспериментальных данных;
выбирать адекватные статистические методы в процессе планирования исследования и проведения доказательств выдвигаемых гипотез;
самостоятельно проводить обработку данных с помощью стандартных статистических пакетов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной работы в стандартном статистическом пакете типа SPSS;
интерпретации результатов статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Измерение в психологии. Введение и обобщения.
1.1. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии Лекции 2 6 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Устный опрос Практические 2 6 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 10 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения Лекции 2 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Устный опрос Практические 2 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 8 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Лекции 2 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Решение задач Практические 2 6 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 8 ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода. Лекции 2 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.11. Решение задач Сам. работа 2 10 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.12. Компьютерные симуляторы Практические 2 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.13. Зачет Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Анализ распределений. Описательная статистика.
2.1. Случайные величины и способы их описания Лекции 3 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Случайные величины и способы их описания. Изучение литературы по теме Сам. работа 3 12 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Случайные величины и способы их описания. Устный опрос Практические 3 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Описательные статистики Лекции 3 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Решение задач Практические 3 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Изучение литературы теме Сам. работа 3 12 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Лекции 3 6 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.8. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Практические 3 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.9. Законы распределения вероятностей. Изучение литературы по теме. Составление опорного конспекта Сам. работа 3 20 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.10. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Решение задач Практические 3 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.11. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 3 20 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.12. Представление результатов статистической обработки данных в виде отчета Сам. работа 3 12 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Критерии проверки статистических гипотез.
3.1. Статистические гипотезы и их виды. Практические 3 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Статистические критерии и их виды. Составление опорного конспекта. Практические 3 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Зачет Практические 3 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Повторение материала по теме "Статистические критерии и их виды" Сам. работа 4 24 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.5. Т-критерий Стьюдента. Решение задач Практические 4 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.6. U-критерий Манна-Уитни. Решение задач Практические 4 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.7. Критерии для связанных выборок. Решение задач Практические 4 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.8. Решение задач Сам. работа 4 26 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Анализ зависимостей. Меры связи.
4.1. Корреляционный анализ в психологии Лекции 4 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Корреляционный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.3. Регрессионный анализ данных Лекции 4 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.4. Регрессионный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.5. Дисперсионный анализ данных Лекции 4 6 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.6. Дисперсионный анализ данных. Решение задач Практические 4 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.7. Решение задач Сам. работа 4 26 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.8. Зачет Практические 4 2 ОК-12, ПК-36, ПСК-4.2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Прикреплены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
файл в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романко В.К. Статистический анализ данных в психологии: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Бусыгина Н.П. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Андрухаев Х.М. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мастерская «Математические методы в психологии» www.psychology-online.net
Э2 Информационный портал Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология», руководители Митина О.В. и Куравский Л.С. www.it.mgppu.ru
Э3 Научный электронный журнал «Психологические исследования» psystudy.ru
Э4 Научный журнал «Моделирование и анализ данных», Главный редактор – Л.С. Куравский http://psyjournals.ru/mad/
Э5 British Journal of Mathematical and Statistical Psychology Edited By: T.Baguley (ISSN)2044-8317 onlinelibrary.wiley.com
Э6 Journal of Mathematical Psychology (USA) Editor-in-Chief: J. Myung www.journals.elsevier.com
Э7 Количественные методы - I portal.edu.asu.ru
Э8 Количественные методы - III portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Текущая лицензионная версия статистического пакета SPSS.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине см. в учебном пособии:
Янова Н.Г. "Измерение и прогнозирование в психологии", Азбука, 2017, с.74-95