МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Количественные методы в научных исследованиях
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 212
контроль 12
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 90 90 122 122 212 212
Часы на контроль 4 4 8 8 12 12
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к. пед. н, доцент, Кравченко Г.В

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н, профессор, Папин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Количественные методы в научных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин А.А., д.ф.-м.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Заведующий кафедрой Папин А.А., д.ф.-м.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обоснование целостного и системного понимания вероятностной парадигмы и статистического подхода в описании экспериментальных данных в области психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.26

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-8: способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и ограничениях математических и статистических методов для решения широкого класса профессиональных задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять стандартные алгоритмы статистического анализа экспериментальных данных;
выбирать адекватные статистические методы в процессе планирования исследования и проведения доказательств выдвигаемых гипотез;
самостоятельно проводить обработку данных с помощью стандартных статистических пакетов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной работы в стандартном статистическом пакете типа SPSS;
интерпретации результатов статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Измерение в психологии. Введение и обобщения.
1.1. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.2. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Устный опрос Практические 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.3. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.4. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.5. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Устный опрос Практические 1 2 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.6. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 14 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.7. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.8. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Решение задач Практические 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.9. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 14 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.10. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.11. Решение задач Сам. работа 1 20 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Компьютерные симуляторы Практические 1 2 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.13. Зачет Практические 1 2 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Анализ распределений. Описательная статистика.
2.1. Случайные величины и способы их описания. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 20 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.2. Случайные величины и способы их описания. Устный опрос Практические 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.3. Описательные статистики Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.4. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Решение задач Практические 1 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.5. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Изучение литературы теме Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.6. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.7. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Практические 2 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.8. Законы распределения вероятностей. Изучение литературы по теме. Составление опорного конспекта Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.9. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Решение задач Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.10. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
2.11. Представление результатов статистической обработки данных в виде отчета Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
Раздел 3. Критерии проверки статистических гипотез.
3.1. Статистические гипотезы и их виды. Статистические критерии и их виды. Составление опорного конспекта. Практические 2 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
3.2. Статистические критерии и их виды. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
3.3. Критерии для независимых выборок. U-критерий Манна-Уитни. Т-критерий Стьюдента Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
3.4. Критерии для связанных выборок. Решение задач Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
3.5. Критерии для независимых выборок. Решение задач Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Анализ зависимостей. Меры связи.
4.1. Анализ зависимостей. Меры связи. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
4.2. Анализ зависимостей. Меры связи. Решение задач Практические 2 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
4.3. Анализ зависимостей. Меры связи. Решение задач Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
4.4. Дисперсионный анализ данных Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
4.5. Дисперсионный анализ данных. Решение задач Практические 2 1 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
4.6. Решение задач Сам. работа 2 20 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.7. Зачет Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Прикреплены в приложении.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств
файл в Приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И. Н. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/408416B0-CEDB-4C7F-A1EE-6A747537AEB0
Л1.2 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/830E091D-5D0A-4300-AFED-8F0C1700CD4A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романко В.К. Статистический анализ данных в психологии: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "ONLINE", 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90045
Л2.2 Бусыгина Н.П. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/432112
Л2.3 Андрухаев Х.М. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BCA15A08-5026-4496-A5AC-62DC478BF781
Л2.4 Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 https://e.lanbook.com/book/103061
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мастерская «Математические методы в психологии» http://www.psychology-online.net
Э2 Информационный портал Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология», руководители Митина О.В. и Куравский Л.С. http://www.it.mgppu.ru
Э3 Ннаучный электронный журнал «Психологические исследования» http://psystudy.ru
Э4 Научный журнал «Моделирование и анализ данных», Главный редактор – Л.С. Куравский http://psyjournals.ru/mad/
Э5 Journal of Mathematical Psychology (USA) Editor-in-Chief: J. Myung http://www.journals.elsevier.com/journal-of-mathematical-psychology/
Э6 British Journal of Mathematical and Statistical Psychology Edited By: T.Baguley (ISSN)2044-8317 http://onlinelibrary.wiley.com/journal/10.1111/
Э7 Количественные методы в научных исследованиях (Психология, заочники) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1065
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Текущая лицензионная версия статистического пакета SPSS.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине см. в учебном пособии:
Янова Н.Г. "Измерение и прогнозирование в психологии", Азбука, 2017, с.74-95