МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конституционализма
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н, зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология конституционализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучить особенностям изучения норм Конституции РФ в рамках социологии конституционализма и использования полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности социолога при изучении правовой реальности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1: Определяет круг задач в рамках поставленной цели, определяет связи между ними
УК-2.2: Предлагает способы решения поставленных задач и ожидаемые результаты; оценивает предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта
УК-2.3: Планирует реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм
УК-2.4: Выполняет задачи в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
УК-2.5: Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.навыками формулирования задач исследований для определения путей решения проблем в системе государственного и муниципального управления
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм и конституционно-правовых отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками представления результатов проекта, формулирования предложений возможности их использования и/или совершенствования исследования социально обусловленных проблем развития конституционализма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология конституционализма
1.1. Понятие конституции. Конституция России как ценностно-смысловая система и объект социологического изучения Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие конституции. Конституция России как ценностно-смысловая система и объект социологического изучения Практические 8 6 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие конституции. Конституция России как ценностно-смысловая система и объект социологического изучения Сам. работа 8 18 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные направления решения задач в области социологии конституционализма с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные направления решения задач в области социологии конституционализма с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Практические 8 6 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные направления решения задач в области социологии конституционализма с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Сам. работа 8 14 Л2.1, Л1.1
1.7. Основы конституционного строя России Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Права и свободы человека и гражданина в России Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Права и свободы человека и гражданина в России Сам. работа 8 18 Л2.1, Л1.1
1.10. Права и свободы человека и гражданина в России и особенности их изучения в рамках социологии конституционализма Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Избирательная система и референдум в России Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
1.12. Избирательная система и референдум в России Сам. работа 8 12 Л2.1, Л1.1
1.13. Федеративное устройство России. Социология федерализма Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Избирательная система и референдум в России Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Система органов государственной власти в России. Роль социологии конституционализма в изучении деятельности органов государственной власти в РФ Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Система органов государственной власти в России. Роль социологии конституционализма в изучении деятельности органов государственной власти в РФ Сам. работа 8 22 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Социология конституционализма как научная и учебная дисциплина.
2. Определение конституции и ее содержание. Конституция как объект исследования в социологии.
3. Понятие конституционализма. Социальные аспекты трактовки понятия.
4. Виды конституций.
5. Структура Конституции России.
6. Прямое действие Конституции России.
7. Конституция России как ценностно-смысловая система.
8. Понятие источников формирования и развития Конституции России.
9. Основные источники конституционного права России.
10. Система конституционного права России.
11. Понятие конституционного строя. Роль социологии в изучении конституционного строя.
12. Гуманистические основы конституционного строя.
13. Конституционные характеристики российского государства.
14. Экономические и политические основы конституционного строя.
15. Природа конституционных прав и свобод как объект исследования в социологии конституционализма.
16. Классификация прав и свобод человека и гражданина.
17. Личные права и свободы.
18. Политические права и свободы.
19. Экономические, социальные и культурные права.
20. Конституционные обязанности человека и гражданина. Социологический подход в изучении данного феномена.
21. Понятие и формы государственного устройства.
22. Общая характеристика современного российского федерализма.
23. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
24. Субъекты Российской Федерации.
25. Значение выборов в демократическом государстве. Роль социолога в избирательном процессе.
26. Понятие избирательной системы и избирательного права.
27. Принципы избирательного права.
28. Общая характеристика избирательного процесса в России.
29. Референдум.
30. Понятие органа государственной власти. Трактовка государстенной влсти в социологии конституционализма.
31. Президент Российской Федерации: статус и порядок избрания.
32. Полномочия Президента Росийской Федерации.
33. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура и компетенция.
34. Правительство Российской Федерации: состав, формирование, компетенция.
35. Судебная власть: общая характеристика.
Типовые практические задания:
1. Составьте план предполагаемого социологического исследования проблем властеотношения.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов власти в рамках социологии конституционализма. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании конституционализма с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Покажите преимущества социологии по сравнению с другими науками.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Соц.конституц..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6C57AAF8-1ADD-4666-A7B3-88CA374C60A3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Некрасов С. И. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавров: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/E104CFDE-EE2D-4E39-95DC-0C5D21D24E37
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle "Социология конституционализма" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=979
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.