МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конституционализма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н, зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология конституционализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучить особенностям изучения норм Конституции РФ в рамках социологии конституционализма и использования полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности социолога при изучении правовой реальности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.навыками формулирования задач исследований для определения путей решения проблем в системе государственного и муниципального управления
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм и конституционно-правовых отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками представления результатов проекта, формулирования предложений возможности их использования и/или совершенствования исследования социально обусловленных проблем развития конституционализма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология конституционализма
1.1. Понятие конституции. Конституция России как ценностно-смысловая система и объект социологического изучения Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие конституции. Конституция России как ценностно-смысловая система и объект социологического изучения Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие конституции. Конституция России как ценностно-смысловая система и объект социологического изучения Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные направления решения задач в области социологии конституционализма с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные направления решения задач в области социологии конституционализма с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Практические 3 6 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные направления решения задач в области социологии конституционализма с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1
1.7. Основы конституционного строя России Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Права и свободы человека и гражданина в России Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Права и свободы человека и гражданина в России Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Права и свободы человека и гражданина в России и особенности их изучения в рамках социологии конституционализма Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Избирательная система и референдум в России Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Избирательная система и референдум в России Сам. работа 3 9 Л2.1, Л1.1
1.13. Федеративное устройство России. Социология федерализма Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Избирательная система и референдум в России Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Система органов государственной власти в России. Роль социологии конституционализма в изучении деятельности органов государственной власти в РФ Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Система органов государственной власти в России. Роль социологии конституционализма в изучении деятельности органов государственной власти в РФ Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1
1.17. Экзамен 3 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Социология конституционализма как научная и учебная дисциплина.
2. Определение конституции и ее содержание. Конституция как объект исследования в социологии.
3. Понятие конституционализма. Социальные аспекты трактовки понятия.
4. Виды конституций.
5. Структура Конституции России.
6. Прямое действие Конституции России.
7. Конституция России как ценностно-смысловая система.
8. Понятие источников формирования и развития Конституции России.
9. Основные источники конституционного права России.
10. Система конституционного права России.
11. Понятие конституционного строя. Роль социологии в изучении конституционного строя.
12. Гуманистические основы конституционного строя.
13. Конституционные характеристики российского государства.
14. Экономические и политические основы конституционного строя.
15. Природа конституционных прав и свобод как объект исследования в социологии конституционализма.
16. Классификация прав и свобод человека и гражданина.
17. Личные права и свободы.
18. Политические права и свободы.
19. Экономические, социальные и культурные права.
20. Конституционные обязанности человека и гражданина. Социологический подход в изучении данного феномена.
21. Понятие и формы государственного устройства.
22. Общая характеристика современного российского федерализма.
23. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
24. Субъекты Российской Федерации.
25. Значение выборов в демократическом государстве. Роль социолога в избирательном процессе.
26. Понятие избирательной системы и избирательного права.
27. Принципы избирательного права.
28. Общая характеристика избирательного процесса в России.
29. Референдум.
30. Понятие органа государственной власти. Трактовка государстенной влсти в социологии конституционализма.
31. Президент Российской Федерации: статус и порядок избрания.
32. Полномочия Президента Росийской Федерации.
33. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура и компетенция.
34. Правительство Российской Федерации: состав, формирование, компетенция.
35. Судебная власть: общая характеристика.
Типовые практические задания:
1. Составьте план предполагаемого социологического исследования проблем властеотношения.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов власти в рамках социологии конституционализма. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании конституционализма с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Покажите преимущества социологии по сравнению с другими науками.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Некрасов С. И. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle "Социология конституционализма" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.