МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Институты конфликторазрешения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-1-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Институты конфликторазрешения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование компетенций в области функционирования институтов конфликторазрешения.
Задачи курса:
-ознакомить студентов с базовыми институтами и принципами конфликторазрешения,технологией разрешения конфликтов с помощью третьей стороны,с вопросами истории и теории институтов разрешения социальных конфликтов с тем,чтобы обеспечить глубокое знание исторической эволюции социальных институтов предупреждения,урегулирования и разрешения конфликтов.
-сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
-способствовать формированию грамотного конфликтологического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю предмета институты конфликторазрешения; методологические основы анализа социального конфликта; его структуру, виды; формы протекания; способы решения межнациональных конфликтов;
- основные институты конфликторазрешения и сохранения мира;
- как абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать;
- как действовать в нестандартных ситуациях, неся социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основные технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира;
- абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать;
- действовать в нестандартных ситуациях, неся социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- анализировать основные институты конфликторазрешения и сохранения мира;
- осуществлять анализ межнационального конфликта с использованием новых теорий, моделей, методов исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проведения исследований по проблемам межнациональных конфликтов,использования общих методов конфликторазрешения;
- абстрактного мышления, анализа, синтеза;
- действий в нестандартных ситуациях, неся социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- освоения новых теорий, моделей, методов исследования;
- разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы анализа истории и теории институтов конфликторазрешения
1.1. Институт конфликторазрешения как социально-правовое образование Лекции 4 6 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретико-методологические подходы к институтам конфликторазрешения. Практические 4 10 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретико-методологические основы анализа истории и теории институтов конфликторазрешения Сам. работа 4 8 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Полипарадигмальный характер современных теорий конфликторазрешения
2.1. Полипарадигмальный характер современных теорий конфликторазрешения Лекции 4 6 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Полипарадигмальный характер современных теорий конфликторазрешения Практические 4 10 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Полипарадигмальный характер современных теорий конфликторазрешения Сам. работа 4 8 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Практика деятельности международных и гуманитарных институтов конфликторазрешения
3.1. Практика деятельности международных и гуманитарных институтов конфликторазрешения Сам. работа 4 9 Л1.1, Л2.1
3.2. Экзамен 4 27 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Перечень теоретических вопросов:

1. Предмет и структура истории и теории институтов конфликторазрешения.
2. Эволюция представлений о социальных конфликтах и институтах конфликторазрешения.
3. Специфика предупреждения, урегулирования и разрешения социальных конфликтов.
4. Методология анализа истории и теории институтов конфликторазрешения.
5. Марксистская теория институтов конфликторазрешения.
6. Макс Вебер о бюрократии в контексте конфликторазрешения.
7. Ральф Дарендорф о роли политических институтов в предупреждении и разрешении конфликтов.
8. Теория нового международного порядка Я. Тинбергена.
9. Понятие институт конфликторазрешения.
10. Государство как институт конфликторазрешения.
11. Основные формы и методы предупреждения, урегулирования и разрешения социальных конфликтов.
12. Характер и особенности методов медиации, переговоров, арбитража, конфликтологического консалтинга.
13. Опыт институционализации конфликтов в традиционном обществе.
14. Система институтов конфликторазрешения индустриального общества.
15. Советский опыт предупреждения и разрешения конфликтов.
16. Система международных институтов конфликторазрешения.
17. Формирование институтов конфликторазрешения в современной России.
18. Сущность и основные виды институтов конфликторазрешения.
19. Рыночное хозяйство как экономический институт конфликторазрешения.
20. Политические институты конфликторазрешения.

Практические задания:

1. Изобразите графически соотношение институтов конфликторазрешения.
2. Предложите свой вариант предложенной преподавателем решения конкретной конфликтной ситуации.
3. Разработайте программу предупреждения конфликтности в образовательной организации, связанной с наличием социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития современных институтов конфликторазрешения.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в обществе.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию институтов конфликторазрешения.
7. Проведите диагностику какого-либо конкретного конфликта.
8. Приведите примеры участия посредников-миротворцев в решении конфликтов.
9. Проанализируйте процесс разрешения своего последнего конфликта в контексте участия в этом процессе различных институтов конфликторазрешения.
10. Определите на основании статистических данных о распространенности отдельных типов конфликтов в обществе степень эффективности функционирования конкретных институтов конфликторазрешения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерный перечень тем рефератов:
1. Типология институтов конфликторазрешиния.
2. Конфликт как особый способ взаимодействия социальных субъектов.
3. Специфика деятельности конкретного института конфликторазрешения.
4. Предмет и структура истории и теории институтов конфликторазрешения.
5. Эволюция представлений о социальных конфликтах и институтах конфликторазрешения.
6. Специфика предупреждения, урегулирования и разрешения социальных конфликтов.
7. Методология анализа истории и теории институтов конфликторазрешения.
8. Марксистская теория институтов конфликторазрешения.
9. Макс Вебер о бюрократии в контексте конфликторазрешения.
10. Ральф Дарендорф о роли политических институтов в разрешении конфликтов.
11. Теория нового международного порядка Я. Тинбергена.
12. Понятие институт конфликторазрешения.
13. Государство как институт конфликторазрешения.
14. Основные формы и методы урегулирования и разрешения социальных конфликтов.
15. Опыт институционализации конфликтов в традиционном обществе.
16. Система институтов конфликторазрешения индустриального общества.
17. Советский опыт предупреждения и разрешения конфликтов.
18. Система международных институтов конфликторазрешения.
19. Формирование институтов конфликторазрешения в современной России.
20. Сущность и основные виды институтов конфликторазрешения.
21. Рыночное хозяйство как экономический институт конфликторазрешения.
22. Политические институты конфликторазрешения.
23. Структура процесса конфликторазрешения.
24. Роль социализации в предупреждении конфликтов.
25. Конфликтологические аспекты формирования толерантного мышления населения.
26. Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов.
27. Источники конфликтов в сфере управления организацией.
28. Методики профилактики и предупреждения конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.asu.ru/files/documents/00001657.pdf
Э2 http://conflictologiy.narod.ru/
Э3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/621/
Э4 www.mista.ru/psy/conflict.htm
Э5 Курс в moodle "Конфликтология" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в moodle «Институты конфликторазрешения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.