МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Муниципальное нормотворчество
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
Профиль Юрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮвГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Маньковская Вера Иванова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Муниципальное нормотворчество

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н. доцент И.И. Игнатовская

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н. доцент И.И. Игнатовская

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины муниципальные правовые акты являются формирование системного представления о муниципальных правовых актах, их разработке, экспертизе и реализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ПК-1: способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-7: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК - 4 содержание устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов; основные положения Европейской Хартии местного самоуправления; виды российских и зарубежных муниципальных правовых актов; особенности содержания муниципальных правовых актов
ПК - 1 понятие и признаки нормативных правовых актов; структуру нормативных правовых актов; участников нормотворческого процесса; стадии нормотворческого процесса; юридическую технику
ПК - 7 природу и сущность муниципальных правовых актов; понятие, особенности и систему муниципальных правовых актов; этапы формирования российских муниципальных правовых актов

3.2.Уметь:
3.2.1.ОК - 4 анализировать развитие российского и зарубежного муниципального нормотворчества; определять общее и особенное в муниципальном нормотворчестве России и зарубежных стран; правильно применять муниципальные правовые нормы
ПК - 1 разрабатывать нормативные правовые акты; определять их соответствие действующим нормам права; вносить изменения и дополнения в нормативные правовые акты; применять правила юридической техники
ПК - 7 оперировать понятиями и категориями муниципального нормотворчества; анализировать юридические факты и порожденные ими муниципальные правоотношения; толковать и правильно применять муниципальные правовые акты; определять коррупциогенные факторы; ставить вопросы эксперту с целью проведения коррупциогенной экспертизы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК - 4 навыками анализа юридических фактов, муниципальных правовых норм и соответствующих правоотношений; данными правоприменительной российской и зарубежной муниципальной практики, ее анализа и обобщения; категориями толкования муниципальных правовых норм
ПК - 1 навыками разработки нормативных правовых актов; приемами определения их соответствия действующему законодательству; процедурами внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты; правилами юридической техники
ПК - 7 терминологией муниципального нормотворчества; категориями толкования муниципальных правовых актов; навыками анализа юридических фактов, муниципальных правовых норм и соответствующих правоотношений; информацией о необходимых мерах защиты прав субъектов муниципального нормотворчества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция актов местного самоуправления
1.1. Природа актов местного самоуправления. Лекции 2 1 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Природа актов местного самоуправления. Лабораторные 2 2 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Природа актов местного самоуправления. Практические 2 2 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Природа актов местного самоуправления. Сам. работа 2 4 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Норматворческий процесс в муниципальном образовании: понятие, стадии. Сам. работа 2 4 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Требование к оформлению. ГОСТ Р 6.30-2003. Сам. работа 2 2 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Возникновение, система и проблема реализациисистемы правовых актов местного самоуправления Сам. работа 2 2 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Становление и развитие муниципальных правовых актов России. Сам. работа 2 4 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовые акты институтов прямой демократии, органов и должностных лиц местного самоуправления
2.1. Устав муниципального образования как основной нормативно-правовой акт местного самоуправления. Устав муниципального образования г. Барнаула: общая характеристика. Сам. работа 2 6 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовая природа решений институтов прямой демократии. Проблемы реализации нормативно-правовых актов органов ТОСН. Лекции 2 1 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Правовая природа решений институтов прямой демократии. Проблемы реализации нормативно-правовых актов органов ТОСН. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Природа правовых актов, принимаемых представительным органом муниципального образования. Сам. работа 2 6 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.5. Природа правовых актов главы муниципального образования. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.6. Правовая природа нормативно-правовых актов исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Лекции 2 0 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.7. Правовая природа нормативно-правовых актов исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере муниципального нормотворчества
3.1. Условия соответствия нормативно-правовых актов местного самоуправления действующему законодательству. Сам. работа 2 10 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Зачет
4.1. Зачет Зачет 2 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие нормативного правового акта.
2. Правовой акт и документ.
3. Структура правовых актов.
4. Понятие нормотворческого процесса в муниципальном образовании.
5. Стадии нормотворческого процесса в муниципальном образовании.
6. Реквизиты документа.
7. Реквизиты текста.
8. Место муниципальных правовых актов в системе нормативных правовых актов России.
9. Муниципальные правовые акты: понятие, виды.
10. Хартии местного самоуправления в зарубежных странах.
11. Акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в России во второй половине XIX века.
12. Органы, должностные лица и их акты в советский период.
13. Природа решений институтов прямой демократии.
14. Виды решений институтов прямой демократии.
15. Акты референдума: правовая природа, содержание.
16. Акты избирательной комиссии муниципального образования.
17. Понятие Устава муниципального образования, его особенности.
18. Содержание устава муниципального образования в соответствии с ФЗ от 26 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
19. Структура Устава муниципального образования на примере устава муниципального района.
20. Устав муниципального образования сельского поселения.
21. Принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
22. Государственная регистрация Устава муниципального образования.
23. Природа актов главы муниципального образования.
24. Акты нормативного содержания в муниципальном образовании.
25. Природа актов, принимаемых представительным органом муниципального образования.
26. Соотношение устава муниципального образования и решений представительного органа муниципального образования.
27. Решения, постановления, обращения депутатов представительного органа муниципального образования.
28. Регламент представительного органа муниципального образования.
29. Акты председателя представительного органа муниципального образования.
30. Акты депутатских комитетов представительного органа муниципального образования.
31. Природа нормативных правовых актов исполнительно-распорядительных органов муниципального образования.
32. Постановления, распоряжения главы администрации муниципального образования.
33. Акты (приказы) руководителей отделов, управлений, комитетов администрации муниципального образования.
34. Природа нормативных правовых актов органов ТОСН.
35. Решения собраний граждан по месту жительства.
36. Нормативные акты комиссий при администрации муниципального образования (административной, по делам несовершеннолетних)
37. Обеспечение соответствия нормативных правовых актов местного самоуправления действующему законодательству.
38. Регистр муниципальных нормативных правовых актов. Общая характеристика.
39. Нормативное регулирование ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.
40. Муниципальные нормативные правовые акты, направляемые в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
41. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
42. Проблемы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.
43. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов.
44. Виды экспертиз муниципальных нормативных правовых актов.
45. Требования, предъявляемые к эксперту и экспертному заключению.
46. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов.
47. Органы, осуществляющие контроль на предмет соответствия муниципальных правовых актов действующему законодательству.
48. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в нормотворческой сфере.
49. Содержание проекта положения о муниципальной нормотворческой деятельности.
50. Муниципальный правовой акт, дополняющий и изменяющий устав муниципального образования.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС МН 2020.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. А.Н. Кокотов. Муниципальное право России: Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт., 2018 www.biblio-online.ru/book/EAD9B401-C06E-4795-87A1-5A29DA710BF0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бондарь Н. С. Муниципальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/75535807-6ACB-4D45-AB2F-4C1F39E0E98D.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Центральная избирательная комиссия РФ- http://www.cikrf.ru/
Э3 Избирательная комиссия Алтайского края - http://www.altai_terr.izbirkom.ru/
Э4 Муниципальной избирательной комиссии г. Барнаула - http://altai-terr.izbirkom.ru/terr_kom.html
Э5 Президента РФ - http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/
Э6 Верховного Суда РФ - http://www.supcourt.ru/
Э7 Конституционного Суда РФ - www.ksrf.ru
Э8 Правительства РФ - http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/
Э9 Алтайского краевого суда - http://kraevoy.alt.sudrf.ru/
Э10 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э11 Муниципальное нормотворчество https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6536
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Муниципальные правовые акты» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Муниципальные правовые акты» производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение семестра, выполнения лабораторного практикума, а также деловой игры.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Выбор конкретного акта происходит по согласованию с преподавателем. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Деловая игра проводится на семинарском занятии. Подготовка деловой игры начинается с первых семинарских занятий, на которых распределяются роли по участию в составлении проекта нормативного правового акта. Примерный проект нормативного правового акта предлагается руководителем аппарата Барнаульской городской думы в соответствии с ее планом работы. Студенты предварительно готовят проект и рассматривают его со стадиями нормотворческого процесса. После обсуждения проекта он передается руководителю аппарата Барнаульской городской думы в качестве одно из вариантов. Оценивание проводится преподавателем по итогам семинарского занятия. Критерии оценивания указаны в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.