МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Психология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представление о психологии конфликтов как междисциплинарной области знания;
ознакомить студентов с историей и современными достижениями в области психологии конфликтов, теориями ведущих научных школ;
обучить студентов основным методам, позволяющим диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции конфликты, а также предсказывать и предотвращать риск проявления интолерантности в общении и взаимодействии людей;
обеспечить формирование у студентов умения применять психологический инструментарий к объектам конфликтологических исследований

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории психологии конфликта как междисциплинарной области знания; теории, объясняющие поведение личности в конфликте; психологические законы, лежащие в основе развития конфликтов; особенности переживания человеком конфликтных ситуаций; переговорные модели разрешения конфликтов; основные закономерности искажения восприятия другого человека как причины и как следствия конфликтных взаимоотношений; принципы установления доверительного контакта и диалога с другим человеком
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности; умеет применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира; классифицировать различные психологические подходы к пониманию природы конфликта; определить психологические основания возникновения конфликтов;
оценить уровень конфликтности в группе; уважать принимать и правильно понимать многообразие форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; выражать эмпатию по отношению к человеку; высказывать свое мнение; быть готовым к диалогу и дискуссии;
описать возможные формы реагирования людей на конфликтную ситуацию; решать конкретные задачи по управлению конфликтами в различных сферах

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыками по выявлению связи между принципами и методами исследования конфликтов с учетом их многофакторной обусловленности; навыками выявления факторов, обусловливающих поведение личности в конфликтной ситуации; навыками использования категориального аппарата гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля психологии конфликта; способами убеждения и поддержки людей, необходимыми для снижения уровня конфликтности и эффективного управления конфликтами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологического изучения конфликтов
1.1. Введение в курс "Психология конфликта" Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Феноменология и анализ конфликтов Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Психологическая традиция изучения конфликтов Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Психологическая традиция изучения конфликтов Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Психодинамические теории конфликта
2.1. Психоланализ З. Фрейда Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Психоланализ З. Фрейда Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Эго-психология Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Индивидуальная психология А. Адлера Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Внутриличностный подход к конфликтам К. Юнга
3.1. Аналитическая психология К. Юнга Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Аналитическая психология К. Юнга Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Экзистенциально-гуманистический подход к конфликтам
4.1. Логотерапия В. Франкла Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Логотерапия В. Франкла Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Теория самоактуализации А. Маслоу Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Теория самоактуализации А. Маслоу Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Учение Э. Фромма Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.8. Учение Э. Фромма Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Когнитивистский подход к конфликту
5.1. Конфликт как когнитивный феномен Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Конфликт как когнитивный феномен Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Ситуационные подходы к конфликту
6.1. Исследования М. Дойча Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Исследования М. Дойча Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Исследования М. Шерифа Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Теории поведения личности в конфликте
7.1. Принципы анализа конфликтных ситуаций Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.3. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.4. Стратегии поведения в конфликте Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.5. Стратегии поведения в конфликте Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.6. Типология конфликтных личностей Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.7. Типология конфликтных личностей Сам. работа 4 3 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Отдельные виды конфликтов
8.1. Внутриличностный конфликт Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.2. Внутриличностный конфликт Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.3. Межличностный конфликт Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.4. Межличностный конфликт Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.5. Групповые конфликты Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.6. Групповые конфликты Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.7. Конфликты в организациях. Управленческие конфликты Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.8. Конфликты в организациях. Управленческие конфликты Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.9. Семейные конфликты Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.10. Семейные конфликты Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Управление конфликтами в современной психологии
9.1. Личностные предпосылки возникновения конфликтов Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.2. Личностные предпосылки возникновения конфликтов Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.3. Способы урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций: конфликтологическая и психологическая традиции Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.4. Способы урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций: конфликтологическая и психологическая традиции Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.5. Методы диагностики в психологии конфликтов Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.6. Принципы коррекции агрессивного и интолерантного поведения в психологии Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.7. Экзамен 4 27 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к экзамену:
Теоретические вопросы:
1. Психология конфликта как междисциплинарная область знания.
2. Методология междисциплинарного анализа конфликта и мира.
3. Многофакторная обусловленность конфликта и мира.
4. Методы социальных, гуманитарных и экономических наук, используемые при урегулировании конфликтов.
5. Основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук, используемые в психологии конфликта.
6. Категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук, использованный в психологии конфликта.
7. Определение понятия «конфликт». Классификация, структура конфликта.
8. Объективная и субъективная первопричины конфликта,
9. Признаки и основания конфликтов.
10. Этапы развития конфликта.
11. Динамика конфликта.
12. Школа социал-дарвинизма.
13. Изучение конфликтов в отечественной науке.
14. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов.
15. K, Маркс и Г. Зиммель как основатели теории конфликта.
16. Р. Дарендорф и Л. Козер: начало конфликтологии.
17. Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация.
18. Ситуационные подходы к изучению конфликтов.
19. Когнитивистские подходы к изучению конфликтов.
20. Современные тенденции в подходе к конфликтам.
21. Проблема конфликта в отечественной психологии.
22. Психологические конфликты.
23. Принципы анализа конфликтных ситуаций.
24. Основные стратегии поведения в конфликте.
25. Понятие и специфика внутриличностного конфликта.
26. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
27. Управление конфликтами в современной психологии.
28. Формы проявления и способы разрешения внутриличностного конфликта.
29. Понятие межличностного конфликта.
30. Особенности межличностных конфликтов.
31. Сферы межличностных конфликтов.
32. Управление межличностными конфликтами.
33. Понятие групповых конфликтов и их классификация.
34. Внутpигрупповой конфликт. Теоретические подходы.
35. Межгрупповые конфликты. Теоретические подходы.
36. Стратегии разрешения межгрупповых конфликтов.
37. Общность конфликтов разных видов.
38. Основные причины организационных конфликтов.
39. Классификация управленческих конфликтов.
40. Формы проявления конфликтов.
41. Основное содержание семейных конфликтов.
42. Причины семейных конфликтов. Их предупреждение и разрешение.
43. Теоретические подходы отечественных психологов к семейным конфликтам.
44. Особенности детско-родительских конфликтов.

Практические задания:
1. Охарактеризуйте основные стратегии поведения личности в конфликте. Приведите примеры личного использования различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
2. Проведите сравнительный анализ типов конфликтных личностей. Определите свой тип поведения в конфликте.
3. Дайте характеристику основным типам акцентуаций характера. Выявите связь акцентуации характера с конфликтностью. Проведите оценку своего типа акцентуаций характера.
4. Подберите тесты на самооценку личности, самооценку конфликтности. Проведите самооценку личности и самооценку конфликтности, используя данные тесты.
5. Охарактеризуйте основные защитные механизмы. Выделите защитные механизмы, используемые чаще всего Вами для избегания внитриличностного конфликта.
6. Смоделируйте игровую ситуацию внутриличностного конфликта, проведите анализ данной ситуации, способов выхода из нее.
7. Подберите тесты по готовности к личному взаимодействию. Определите свою готовность к взаимодействию, пройдя данные тесты.
8. Предложите свою программу самосовершенствования и самокоррекции поведения в межличностных отношениях.
9. Придумайте конфликтные ситуации между личностью и группой. Охарактеризуйте их. Предложите способы выхода из них.
10. Проанализируйте предложенные конфликтные ситуации между личностью и группой. Предложите свои варианты их разрешения.
11. Пройдите предложенное тестирование (тесты по оценке совместимости характеров, самооценке конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях). Проанализируйте результаты тестирования, определите программу самосовершенствования в семейных отношениях.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Психология конфликта как междисциплинарная область знания.
2. Методы социальных, гуманитарных и экономических наук, используемые при урегулировании конфликтов.
3. Теории поведения личности в конфликте.
4. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
5. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
6. Семейные конфликты и пути их разрешения.
7. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция.
8. Работа c конфликтами: психологическая традиция.
9. Принципы психологического посредничества.
10. Взаимодействие в конфликтной ситуации.
11. Социальная напряженность. Техника снятия социальной напряженности.
12. Теории механизмов возникновения конфликтов.
13. Гендерность и деловые конфликты женщин.
14. Отличия темпераментов как причина взаимного непонимания.
15. Национальный характер и трудности взаимодействия.
16. Творчество как вариант сублимации конфликта.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каменская В.Г. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И МОТИВАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОНФЛИКТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle "Психология конфликта" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.