Закреплена за кафедрой | Кафедра информационной безопасности |
---|---|
Направление подготовки | 10.03.01. Информационная безопасность |
Профиль | Безопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 10_03_01_ИБ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информационной безопасности
Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2019/20
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.
1.1. | Цель изучения дисциплины – сформировать у будущих специалистов систему понятий, знаний, умений и навыков в области деятельности, связанной с эксплуатацией и обслуживанием аппаратуры и оборудования, содержащего современные средства вычислительной техники. Основными задачами изучения дисциплины «Аппаратные средства вычислительной техники» являются: • ознакомить студентов с основами организации современных ЭВМ и их общими характеристиками, тенденциями развития устройств компьютера и компьютерных сетей, принципами организации использования средств вычислительной техники; • научить работать на компьютере на языке программирования низкого уровня, программировать работу внешних устройств на аппаратном уровне, эффективно использовать возможности современных ПЭВМ, компьютерных сетей и программных средств для решения прикладных задач, возникающих в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности; формулировать требования и принимать обоснованные решения по выбору аппаратно-программных средств для рационального решения задач, связанных с получением и преобразованием • приобрести практические навыки работы на персональном компьютере в защищенной среде, в установке и сопровождении различных пакетов программ защиты информации, овладении аппаратно-программными средствами диагностики ПЭВМ; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04 |
ОПК-7 | способностью определять информационные ресурсы, подлежащие защите, угрозы безопасности информации и возможные пути их реализации на основе анализа структуры и содержания информационных процессов и особенностей функционирования объекта защиты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -Основные направления обеспечения информационной безопасности -основные угрозы информационной безопасности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -обосновывать выбор технических средств обеспечения информационной безопасности обосновывать меры обеспечения информационной безопасности в соответствии с законодательством РФ -сформулировать комплекс мер по обеспечению информационной безопасности предприятия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -методикой определения видов и форм информации, подверженной угрозам, анализировать угрозы информационно-вычислительным системам |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Элементы и узлы ЭВМ | ||||||
1.1. | Структура центрального процессора. Организация и структу¬ра памяти. Системы прерывания. Системы вво¬да-вывода. Периферийные устройства. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Низкоуровневый отладчик DEBUG | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Изучение системы команд IBM PC | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Элементы и узлы ЭВМ | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Микропроцессорная техника | ||||||
2.1. | Понятие микропроцессора (МП). Виды технологии производства МП, поколения МП и их основные характеристики. Обобщенная структура МП. Основные промышленные линии микропроцессоров. Перспективные МП. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Команды умножения и деления в IBM PC | Лабораторные | 4 | 8 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Изучение команд манипулирования битами | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Средства программирования на ассемблере персональных ЭВМ класса IBM-PC/XT | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Микропроцессорная техника | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. ПЭВМ, рабочие станции и серверы | ||||||
3.1. | Архитектура ПЭВМ, рабочих станций и серверов. Системная магистраль, буфе-ризация шин, управление системной магистралью. Подключение дополнительных и интерфейсных схем. Универсальные и специализи¬рованные ЭВМ высокой производительности. | Лекции | 4 | 12 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Пpеpывания MS/DOS | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Дисковая память | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | ПЭВМ, рабочие станции и серверы | Сам. работа | 4 | 21 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Архитектура специализированных вычислительных комплексов | ||||||
4.1. | Архитектура комплексов, ориенти¬рованных на программное обеспечение. Машины баз дан¬ных. Объектно-ориентированная архитектура. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Порты | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Последовательный порт | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Сервисные функции BIOS для работы с экраном | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Архитектура специализированных вычислительных комплексов | Сам. работа | 4 | 24 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Экзамен | ||||||
5.1. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Подробное описание в прикрепленном файле Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
нет |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Подробное описание в прикрепленном файле Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Новожилов О.П. | Архитектура ЭВМ и систем: Учебное пособие | ЭБС Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новожилов О. П. | АРХИТЕКТУРА ЭВМ И СИСТЕМ: Учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Государственная публичная научно-техническая библиотека. | www.gpntb.ru | ||
Э2 | Российская национальная библиотека. | www.nlr.ru | ||
Э3 | Национальная электронная библиотека. | www.nns.ru | ||
Э4 | Российская государственная библиотека. | www.rsl.ru | ||
Э5 | Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | www.microinform.ru | ||
Э6 | Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. | www.tests.specialist.ru | ||
Э7 | Образовательный сайт | www.intuit.ru | ||
Э8 | Библиотека учебной и методической литературы | www.window.edu.ru | ||
Э9 | Журнал «Открытые системы» | www.osp.ru | ||
Э10 | Библиотека учебной и методической литературы | www.ihtika.lib.ru | ||
Э11 | Курс на Moodle «Аппаратные средства вычислительной техники" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Visual Studio | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
410К | лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт. |
419К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; | Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
417К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия. |
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. - бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины; - обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений. Рекомендации по подготовке к лабораторным работам - руководствоваться графиком лабораторных работ РПД; - накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы; - на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности; - обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы; - при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником. Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам - при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. |