Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ярослава Юрьевна Шашкова
1.1. | Формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по моделированию социальных процессов; развитие навыков применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение практикой использования полученных знаний и навыков при разработке моделей социальных процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ПК-3 | Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие и сущность системного подхода к познанию и управлению социальными процессами; специфику проблемной ситуации в социальных средах, требующей проведения социального моделирования и прогнозирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать теоретические и практические основы составления программ социального прогнозирования и определения проблемных ситуаций в социальной сфере. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками разработки концепции социального взаимодействия и моделирования в региональном и общероссийском пространстве. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов | ||||||
1.1. | Сущность моделирования. | Лекции | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.2. | Сущность моделирования. | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.3. | Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические | Лекции | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.4. | Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические | Сам. работа | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.5. | Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. | Практические | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.6. | Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. | Сам. работа | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.7. | Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. | Практические | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.8. | Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. | Сам. работа | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 2. Процесс моделирования: основные этапы и стадии | ||||||
2.1. | Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования | Практические | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
2.2. | Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
2.3. | Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. | Практические | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
2.4. | Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
2.5. | Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
2.6. | Алгоритмы и технологии моделирования (на конкретных примерах) | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 3. Технологические основы разработки социально-политических моделей. Социально-политическое проектирование | ||||||
3.1. | Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования | Практические | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
3.2. | Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
3.3. | Технология разработки проекта (подходы В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой и В. А. Лукова). Текстовое оформление проекта | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
3.4. | Сущность социальной экспертизы, ее предмет, цель и функции. | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 4. Применение социальной диагностики и социального прогнозирования при оценке жизнеспособности проекта | ||||||
4.1. | Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. | Практические | 7 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
4.2. | Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
4.3. | Цели и задачи социальной экспертизы, ее место в системе работы по социальному проектированию. | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 | |
4.4. | Экспертные оценки в социальном прогнозировании и проектировании. | Сам. работа | 7 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Большаков В. И. | Динамика культурно-цивилизационного процесса: учебное пособие | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Сидоров А. А. | Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие | Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Пирогов С.В. | Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие | М: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горелов В. И. , Карелова О. Л. , Ледащева Т. Н. | Системное моделирование в социально-экономической сфере: монография | Москва: Логос, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Гатиятуллина Д.А. | Социология межэтнических отношений: учебное пособие | Казань: КГТУ, 2010, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Курлов А. Б. | Методология социального познания: монография | Москва: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Ильенкова С. Д. , Кузнецов В. И. | Социальный менеджмент: учебное пособие | Москва: Евразийский открытый институт, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт социологии РАН | www.isras.ru | ||
Э2 | ВЦИОМ | wciom.ru | ||
Э3 | Центр независимых социологических исследований | cisr.ru | ||
Э4 | ЭУМК Моделирование социальных процессов | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) ЭУМК: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6793 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Лекционные занятия: Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. |