МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование политических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Стараший преподаватель, Д.А. Казанцев

Рецензент(ы):
д.п.н., Зав. кафедрой, Я.Ю. Шашкова

Рабочая программа дисциплины
Моделирование политических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ярослава Юрьевна Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ярослава Юрьевна Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по моделированию социальных процессов; развитие навыков применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение практикой использования полученных знаний и навыков при разработке моделей социальных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ПК-3 Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и сущность системного подхода к познанию и управлению социальными процессами; специфику проблемной ситуации в социальных средах, требующей проведения социального моделирования и прогнозирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические и практические основы составления программ социального прогнозирования и определения проблемных ситуаций в социальной сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки концепции социального взаимодействия и моделирования в региональном и общероссийском пространстве.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов
1.1. Сущность моделирования. Лекции 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Сущность моделирования. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические Лекции 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические Сам. работа 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. Практические 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. Сам. работа 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Практические 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Сам. работа 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Процесс моделирования: основные этапы и стадии
2.1. Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Практические 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Практические 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.6. Алгоритмы и технологии моделирования (на конкретных примерах) Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Технологические основы разработки социально-политических моделей. Социально-политическое проектирование
3.1. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Практические 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Технология разработки проекта (подходы В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой и В. А. Лукова). Текстовое оформление проекта Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.4. Сущность социальной экспертизы, ее предмет, цель и функции. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Применение социальной диагностики и социального прогнозирования при оценке жизнеспособности проекта
4.1. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Практические 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
4.2. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
4.3. Цели и задачи социальной экспертизы, ее место в системе работы по социальному проектированию. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
4.4. Экспертные оценки в социальном прогнозировании и проектировании. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большаков В. И. Динамика культурно-цивилизационного процесса: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Сидоров А. А. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Пирогов С.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие М: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов В. И. , Карелова О. Л. , Ледащева Т. Н. Системное моделирование в социально-экономической сфере: монография Москва: Логос, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Гатиятуллина Д.А. Социология межэтнических отношений: учебное пособие Казань: КГТУ, 2010, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Курлов А. Б. Методология социального познания: монография Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Ильенкова С. Д. , Кузнецов В. И. Социальный менеджмент: учебное пособие Москва: Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт социологии РАН www.isras.ru
Э2 ВЦИОМ wciom.ru
Э3 Центр независимых социологических исследований cisr.ru
Э4 ЭУМК Моделирование социальных процессов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

ЭУМК:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6793

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия:
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.