МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Регионы Азии в системе международного сотрудничества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шерстюков Сергей Андреевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент , Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Регионы Азии в системе международного сотрудничества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Регионы Азии в системе международного сотрудничества» является формирование у студентов комплексного представления о региональных политических и экономических процессах в регионах Азии, а также международной/региональной политики его основных акторов (государств, региональных институтов и т.д.)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПК-1 Способен вести научно-исследовательскую работу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности региональных политических и экономических процессов в регионах Азии, а также международную/региональную политику его основных акторов (государств, региональных институтов и т.д.)
3.2.Уметь:
3.2.1.сформулировать и научно обосновать позицию по актуальным проблемам безопасности и взаимодействия в регионах Азии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения приоритетных направления сотрудничества РФ с государствами Азии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Регион в системе международных отношений
1.1. Регион в системе международных отношений Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
1.2. Региональная подсистема международных отношений Практические 2 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.5
1.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 6
Раздел 2. Раздел 2. Азиатско-Тихоокеанский регион: понятие, структура, границы
2.1. Азиатско-Тихоокеанский регион: понятие, структура, границы Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.3
2.2. АТР как подсистема системы международных отношений. Практические 2 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.3
2.3. Проверка знаний с помощью терминологической контрольной работы Сам. работа 2 4
Раздел 3. Раздел 3. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках АТР
3.1. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках АТР Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.8
3.2. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках АТР Практические 2 2 Л1.8
3.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 6
Раздел 4. Раздел 4. Центральноазиатский регион: понятие, структура, границы
4.1. Центральноазиатский регион: понятие, структура, границы Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.10, Л1.1, Л1.2
4.2. Центральноазиатский регион: понятие, структура, границы Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
4.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 6
Раздел 5. Раздел 5. ЦА в системе региональных интеграционных проектов
5.1. ЦА в системе региональных интеграционных проектов Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.9, Л1.2
5.2. ЦА и интеграционные процессы Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
5.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 0
Раздел 6. Раздел 6. Проект «Один пояс один путь» как модель международного сотрудничества
6.1. Раздел 6. Проект «Один пояс один путь» как модель международного сотрудничества Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.4
6.2. Проблемы безопасности в Центральноазиатском регионе Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.7, Л1.9, Л1.4
6.3. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 2 6
6.4. Проблемы безопасности в АТР Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.6
6.5. Подготовка к зачету Сам. работа 2 8 ОПК-3, ПК-1 Л1.10, Л1.6, Л1.1, Л1.3, Л1.7, Л1.9, Л1.4, Л1.8, Л1.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Раскройте понятие «регион». Какие критерии применяются в науке для определения этого понятия?
2. Составьте схему, показывающую основные особенности АТР (структура, границы, экономико-демографические показатели).
3. Охарактеризуйте АТР как подсистему системы современных международных отношений.
4. В чем, на Ваш взгляд, особенности процесса регионализации в АТР? На конкретных примерах покажите как соотносятся в АТР процессы регионализации и глобализации.
5. Напишите эссе по теме «Российский Дальний Восток и процессы интеграции в АТР»
6. Назовите основные интеграционные структуры в АТР. В чем отличие процессов интеграции в АТР от интеграции в Европе?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Темы письменных работ

1. Общая характеристика АТР как наиболее динамично развивающегося региона мира
2. Характеристика интеграционных процессов в АТР и перспективы России.
3. Вызовы и риски безопасности в АТР
4. Регион как субъект международных отношений.
5. Место и роль ЦА в современном мире
6. Китай как региональный лидер АТР: проблемы и перспективы
7. Границы и структура АТР.
8. ШОС как пример интеграционного проекта в ЦА
9. «Один пояс – один путь» - значение для ЦА
10. Проблемы безопасности ЦА


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красноярова Б.А. Регионоведение: учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ. , 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина Современные международные отношения: учебник М. : Аспект Пресс, 2014
Л1.3 Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.: Москва, 1966
Л1.4 Юй Кэпин, Ф. Фукуяма Глобализация, современный мир, китайская модель развития : ПДВ , № 1, 2013
Л1.5 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2015 elibrary.asu.ru
Л1.6 Россия в АТР: проблемы безопасности и сотрудничества : сб. материалов / Рос. нац. стратег. исслед. ; [под ред. А. В. Виноградова, К. А. Кокарева] М. : [РИСИ], , 2011
Л1.7 Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности / Под ред. А.Д. Воскресенского, Н.П. Малетина.: М.:, 2001
Л1.8 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
Л1.9 под ред. Богатурова А.Д. Центральная Азия в систем международных отношений: Учебное пособие М.:, 2010
Л1.10 Богатуров А., Дундич А., Троицкий Е. Центральная Азия: "отложенный нейтралитет" и международные отношения в 2000-х гг.: дополнительная литература Москва, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Регионы Азии в системе международного сотрудничества " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru)
5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.