Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Регионы Азии в системе международного сотрудничества» является формирование у студентов комплексного представления о региональных политических и экономических процессах в регионах Азии, а также международной/региональной политики его основных акторов (государств, региональных институтов и т.д.) |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01 |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ПК-1 | Способен вести научно-исследовательскую работу |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности региональных политических и экономических процессов в регионах Азии, а также международную/региональную политику его основных акторов (государств, региональных институтов и т.д.) |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | сформулировать и научно обосновать позицию по актуальным проблемам безопасности и взаимодействия в регионах Азии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками определения приоритетных направления сотрудничества РФ с государствами Азии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Регион в системе международных отношений | ||||||
1.1. | Регион в системе международных отношений | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.1 |
1.2. | Региональная подсистема международных отношений | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.5 |
1.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 6 | ||
Раздел 2. Раздел 2. Азиатско-Тихоокеанский регион: понятие, структура, границы | ||||||
2.1. | Азиатско-Тихоокеанский регион: понятие, структура, границы | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.3 |
2.2. | АТР как подсистема системы международных отношений. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.3 |
2.3. | Проверка знаний с помощью терминологической контрольной работы | Сам. работа | 2 | 4 | ||
Раздел 3. Раздел 3. Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках АТР | ||||||
3.1. | Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках АТР | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.8 |
3.2. | Опыт взаимодействия трансграничных регионов в рамках АТР | Практические | 2 | 2 | Л1.8 | |
3.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 6 | ||
Раздел 4. Раздел 4. Центральноазиатский регион: понятие, структура, границы | ||||||
4.1. | Центральноазиатский регион: понятие, структура, границы | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.10, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Центральноазиатский регион: понятие, структура, границы | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
4.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 6 | ||
Раздел 5. Раздел 5. ЦА в системе региональных интеграционных проектов | ||||||
5.1. | ЦА в системе региональных интеграционных проектов | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.9, Л1.2 |
5.2. | ЦА и интеграционные процессы | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2 |
5.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 0 | ||
Раздел 6. Раздел 6. Проект «Один пояс один путь» как модель международного сотрудничества | ||||||
6.1. | Раздел 6. Проект «Один пояс один путь» как модель международного сотрудничества | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.4 |
6.2. | Проблемы безопасности в Центральноазиатском регионе | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.7, Л1.9, Л1.4 |
6.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 2 | 6 | ||
6.4. | Проблемы безопасности в АТР | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.6 |
6.5. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.10, Л1.6, Л1.1, Л1.3, Л1.7, Л1.9, Л1.4, Л1.8, Л1.5, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Раскройте понятие «регион». Какие критерии применяются в науке для определения этого понятия? 2. Составьте схему, показывающую основные особенности АТР (структура, границы, экономико-демографические показатели). 3. Охарактеризуйте АТР как подсистему системы современных международных отношений. 4. В чем, на Ваш взгляд, особенности процесса регионализации в АТР? На конкретных примерах покажите как соотносятся в АТР процессы регионализации и глобализации. 5. Напишите эссе по теме «Российский Дальний Восток и процессы интеграции в АТР» 6. Назовите основные интеграционные структуры в АТР. В чем отличие процессов интеграции в АТР от интеграции в Европе? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. Общая характеристика АТР как наиболее динамично развивающегося региона мира 2. Характеристика интеграционных процессов в АТР и перспективы России. 3. Вызовы и риски безопасности в АТР 4. Регион как субъект международных отношений. 5. Место и роль ЦА в современном мире 6. Китай как региональный лидер АТР: проблемы и перспективы 7. Границы и структура АТР. 8. ШОС как пример интеграционного проекта в ЦА 9. «Один пояс – один путь» - значение для ЦА 10. Проблемы безопасности ЦА |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Красноярова Б.А. | Регионоведение: учебно-методическое пособие. | Барнаул: Изд-во АлтГУ. , 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина | Современные международные отношения: учебник | М. : Аспект Пресс, 2014 | |
Л1.3 | Изард У. | Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.: | Москва, 1966 | |
Л1.4 | Юй Кэпин, Ф. Фукуяма | Глобализация, современный мир, китайская модель развития : | ПДВ , № 1, 2013 | |
Л1.5 | Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова | Введение в регионоведение: учеб. пособие: | Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.6 | Россия в АТР: проблемы безопасности и сотрудничества : сб. материалов / Рос. нац. стратег. исслед. ; [под ред. А. В. Виноградова, К. А. Кокарева] | М. : [РИСИ], , 2011 | ||
Л1.7 | Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности / Под ред. А.Д. Воскресенского, Н.П. Малетина.: | М.:, 2001 | ||
Л1.8 | П. А. Цыганков | Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929 |
Л1.9 | под ред. Богатурова А.Д. | Центральная Азия в систем международных отношений: Учебное пособие | М.:, 2010 | |
Л1.10 | Богатуров А., Дундич А., Троицкий Е. | Центральная Азия: "отложенный нейтралитет" и международные отношения в 2000-х гг.: дополнительная литература | Москва, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс "Регионы Азии в системе международного сотрудничества " | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru) 5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |