МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия и страны Азии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шерстюков С.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент , Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Россия и страны Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - сформировать у студентов представление о региональных политических и экономических процессах в Азии, месте и роли России в региональной системе международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события в становлении и развитии отношений России и стран Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать, излагать и критически анализировать материалы о формировании и развитии отношений России и стран Азии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического осмысления и обобщения разнообразных материалов по истории отношений России и стран Азии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. География и историческое наследие во взаимоотношениях России и государств Азии
1.1. География и историческое наследие во взаимоотношениях России и государств Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. География и историческое наследие во взаимоотношениях России и государств Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Азиатский вектор внешней политик России Практические 3 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Представления о Востоке в России в исторической перспективе Сам. работа 3 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. России и Индия : динамика отношений
2.1. Современные российско-индийские отношения Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Современные российско-индийские отношения Практические 3 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Россия и Индия в БРИКС и ШОС Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Сотрудничество России и Индии в военно-технической сфере Сам. работа 3 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Треугольник "Россия - Индия - Китай" Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Россия и Иран
3.1. Отношения Ирана и России Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Торгово-экономическое сотрудничество РФ и ИРИ Практические 3 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Ядерная программа Ирана и позиция РФ Сам. работа 3 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Сотрудничество России и Ирана в САР Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Россия и Турция
4.1. Отношения РФ и Турции в начале XXI века Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Торгово-экономическое сотрудничество РФ и Турции Практические 3 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Сравнительный анализ концептуальных подходов к рассмотрению отношений между РФ и Турции Сам. работа 3 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Россия и Вьетнам
5.1. Отношения России и Вьетнама на современном этапе Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Сотрудничество России и Вьетнама в ВТС Практические 3 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Вьетнам и ЕАЭС Сам. работа 3 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Торгово-экономическое сотрудничество Вьетнама и РФ Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Россия и Афганистан
6.1. Россия и Афганистан: к новому качеству отношений Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Афганская проблема и Россия Практические 3 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Военно-техническое сотрудничество РФ и ИРА Сам. работа 3 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Торгово-экономическое сотрудничество РФ и ИРА Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. География и историческое наследие во взаимоотношениях России и государств Азии
2. Азиатский вектор внешней политик России
3. Современные российско-индийские отношения
4. Сотрудничество России и Индии в военно-технической сфере
5. Торгово-экономическое сотрудничество РФ и ИРИ
6. Отношения РФ и Турции в начале XXI века
7. Сравнительный анализ концептуальных подходов к рассмотрению отношений между РФ и Турции
8. Отношения России и Вьетнама на современном этапе
9. Сотрудничество России и Вьетнама в ВТС
10. Россия и Афганистан: к новому качеству отношений
11. Афганская проблема и Россия
12. Вьетнам и ЕАЭС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Россия в Азии: контуры стратегии
2. Роль России в урегулировании региональных конфликтов в Азии.
3. Интеграционные проекты России в Азии
4. Сотрудничество России с государствами Азии в рамках ШОС
5. Энергетическая политика России в Азии
6. Политика России в Азии в свете «афганской проблемы»
7. Взаимодействие России и Китая в Азии
8. Водная проблема в Азии и позиция России
9. Политика «мягкой силы» России в Азии.
10. Военно-политическое сотрудничество России с государствами Азии
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Россия и Азия.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Литовченко А.А. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4ABB0003-2E6D-407C-BC87-A131AF8FC289
Л1.2 Кузнецова Г. В. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2BF6E207-315F-4D3A-842C-EE313622340E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смирнов Г. Н., Бурсов А. В. ПОЛИТОЛОГИЯ. РОССИЯ В МИРОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8769E36C-1B3E-452F-ADBD-8DA4F76F177D
Л2.2 Пряхин В.Ф. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/27195F2C-4D0B-44D2-AABC-D313490A1B5E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 http://www.intertrends.ru/current_issue.htm - Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики
Э3 www.obraforum.ru – Научно-образовательный форум по международным отношениям
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
http://www.intertrends.ru/current_issue.htm - Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики
www.obraforum.ru – Научно-образовательный форум по международным отношениям

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.