МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные общественные движения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 156
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 156 156 156 156
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Н.А. Стерлядева

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Современные общественные движения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.проанализировать современное состояние общественных движений,методологические и методические вопросы их изучения,актуализировать интерес студентов к участию в общественной жизни, способствовать становлению активной социальной позиции, гражданского самосознания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об общих характеристиках современных общественных движений, их роли в современных социокультурных процессах; о нормативно-правовой регламентации развития и функционирования современных общественных движений; методологические и теоретические подходы к изучению общественных движений
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать нормативно-правовую базу деятельности общественных движений; определять причины и закономерности конфликтного взаимодействия общественных движений; использовать различные методологические и теоретические подходы для анализа общественных движений и анализа конфликтов с участием общественных движений, проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия общественных движений в современном мире
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыками определения детерминирующих факторов и закономерностей конфликтного и мирного взаимодействия различных общественных движений; навыками использования методологии междисциплинарного анализа общественных движений, навыками использования различных методологических и теоретических подходов для анализа общественных движений и анализа конфликтов с участием общественных движений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные общественные движения
1.1. Взаимодействие общественных движений с государственными органами Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Взаимодействие общественных движений с государственными органами Сам. работа 8 22 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Общественное движение как организационно-правовая форма общественного объединения Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Общественное движение как организационно-правовая форма общественного объединения Сам. работа 8 22 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения общественных движений Практические 8 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения общественных движений Сам. работа 8 22 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Роль общественных движений, организаций и объединений в формировании личности молодого человека Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Роль общественных движений, организаций и объединений в формировании личности молодого человека Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Роль общественных движений, организаций и объединений в формировании личности молодого человека Сам. работа 8 24 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Современное состояние общественных движений Лекции 8 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Современное состояние общественных движений Практические 8 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Современное состояние общественных движений Сам. работа 8 22 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Современные детские и молодежные движения
2.1. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения детского и молодежного движения Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения детского и молодежного движения Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения детского и молодежного движения Сам. работа 8 22 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Современное состояние молодежного движения Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Современное состояние молодежного движения Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Современное состояние молодежного движения Сам. работа 8 22 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Природа социального движения.
2. Теоретические основы изучения общественного движения.
3. Социально-политические основы изучения общественных движений.
4. Правовые основы изучения общественных движений.
5. История развития общественных движений.
6. Правовой статус общественного движения.
7. Конфликты в общественных движениях.
8. Конфликтное взаимодействие общественных движений.
9. Социальные ситуации, благоприятствующие развитию социальных движений
10. Социальные движения и организации: общее и различия.
11. Процесс преобразования социальных движений п политические партии.
12. Типы социальных движений: экспрессивные, утопические, движения реформ, революционные, движения сопротивления и др.
13. Жизненные циклы социальных движений.
14. Взаимодействие и сотрудничество государства, органов местного самоуправления с общественными движениями.
15. Роль общественных движений, организаций и объединений в формировании личности молодого человека.
16. Общая характеристика современных общественных движений в РФ.
17. Общая характеристика современных общественных движений за рубежом.
18. Понятие и основные виды молодежного и детского движения.
19. Классификации детских и молодежных движений.
20. Организационно-правовые формы молодежных общественных объединений.
21. Функции детских и молодежных объединений
22. Вариативность современного детского и молодежного движения.
23. Международные правовые основы деятельности детских и молодежных объединений.
24. Нормативные документы федеральных органов государственной власти по вопросам детского и молодежного движения.
25. Нормативные документы региональных органов власти по поддержке деятельности детских и молодежных объединений.
26. Взаимодействие и сотрудничество государства, органов местного самоуправления с общественными молодежными объединениями.
27. Общественные организации как фактор относительно социально контролируемой социализации.
28. Добровольные организации как фактор стихийной социализации.
29. Контркультурные организации как фактор десоциализации.
30. Диссоциальное воспитание и молодежное движение.
31. Мониторинг состояния детско-молодежной среды: методика, инструментарий, процедуры, планируемые результаты, рекомендации.
32. Общая характеристика молодежных общественно-политических организаций.

Практические задания:
1. Проанализируйте современное состояние общественных движений РФ (на примере конкретного общественного движения).
2. Проведите анализ взаимодействия общественных движений и органов госвласти.
3. Проанализируйте нормативно-правовую базу деятельности общественных движений.
4. Определите возможные критерии оценки деятельности общественных движений.
5. Охарактеризуйте основные направления деятельности общественных движений за рубежом (на примере конкретного движения).
6. Дайте оценку деятельности общественного движения (на примере конкретного движения).
7. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития общественных движений в ближайшие 10 лет.
8. Определите наиболее эффективный метод исследования деятельности общественных движений.
9. Проанализируйте функции детских и молодёжных общественных движений.
10. Оцените значимость деятельности общественных движений на региональном уровне (на примере общественного движения в Алтайском крае).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. История развития общественных движений.
2. Личная восприимчивость социальных движений.
3. Проблемы взаимодействия государства и органов местного самоуправления с общественными объединениями.
4. Взаимодействие с детскими общественными объединениями как одно из важнейших направлений формирования государственной политики в условиях развития демократического общества.
5. Деятельность детских общественных объединений: опыт и перспективы.
6. Конфликты в общественных движениях.
7. Конфликтное взаимодействие общественных движений.
8. Деятельность молодежных общественных объединений: опыт и перспективы.
9. Деятельность детских и молодежных общественных объединений как один из важнейших институтов социализации личности молодого человека.
10. Комплексные региональные целевые программы как важный инструмент взаимодействия органов управления и молодежных общественных объединений на различных уровнях.
11. Формирование мировоззрения детей и молодежи, участников общественного движения, в условиях многопартийности и полиидеологичности общества.
12. Молодежные общественные объединения в профилактике преступности у несовершеннолетних.
13. Молодежный парламентаризм: история, достижения, перспективы.
14. Молодежные парламенты за рубежом.
15. Становление молодежного самоуправления в России
16. Молодежная политика: мировой и российский опыт.
17. Нормативно-правовые основы молодежной политики.
18. Роль Интернета в развитии молодежного движения.
19. Участие молодежи в деятельности общественно-политических организаций.
20. Молодежное экологическое движение.
21. Молодежное военно-патриотическое движение.
22. Молодежная политика и защита прав молодежи.
23. Международное сотрудничество в развитии молодежного движения.
24. Социальная активность молодежи в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Барков, С. А. Социология организаций: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/CC3C2C0A-5BC3-4C86-94D9-9324C822ADE4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаев, Б. А. История партий и партийных систем в 3 ч. Часть 3. История партий и партийной системы современной России: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сафонов, В. А. Социальное партнерство: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/83BCC8D4-FB43-4F46-9868-309C56CFC8D2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Интернет-ресурсы
Э2 1.www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э3 2.www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3.www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4.www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5.www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6.www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7.www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8.www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9.www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10.www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э15 Курс в MOODLE "Современные общественные движения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.