МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социальная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о сфере безопасности человека, общества и государства в условиях развития России и глобальных изменений в мире, показать особенности политики государства в области социальной безопасности, а также возможности противостояния угрозам безопасности личности, общества и государства,
изучить методологические и прикладные подходы к анализу социальной безопасности,формирование на этой основе систематизированного представления обо всем спектре актуальных проблем безопасности населения Сибири и в более широком контексте социальной безопасности российского социума

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории социальной безопасности; историю взглядов на проблемы социальной безопасности; факторы, уровни обеспечения социальной и национальной безопасности; основные принципы обеспечения национальной безопасности; как проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе; современные социальные технологии преодоления угроз безопасности государства, тенденции их развития
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности; определить место социальной безопасности в системе национальной безопасности;
осуществлять анализ состояния социальной безопасности социума с использованием различных методологических и теоретических подходов; проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия с использованием различных методологических и теоретических подходов; определять технологии предотвращения угроз социальной безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет: профессиональными навыками анализа современных проблем социальной безопасности, постановки и решения задач по обеспечению безопасности граждан в российском обществе, навыками работы с официальными документами и научными текстами по социальной безопасности; навыками по выявлению элементов конфликтов и мира, определяющих состояние и уровень социальной безопасности в обществе; навыками по выявлению факторов и закономерностей конфликтного и мирного взаимодействия, определяющих состояние и уровень социальной безопасности социума

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, механизмы формирования и содержание социальной безопасности
1.1. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие, механизмы формирования и содержание социальной безопасности Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Внешняя и внутренняя безопасность населения региона Практические 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Внешняя и внутренняя безопасность населения региона Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Обеспечение национальной безопасности
2.1. Сущность и содержание национальной безопасности Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Сущность и содержание национальной безопасности Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Обеспечение национальной безопасности Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Обеспечение национальной безопасности Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Сущность и содержание социальной безопасности
3.1. Эволюция воззрений на социальную безопасность Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Эволюция воззрений на социальную безопасность Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные подходы к понятию социальной безопасности в общественной мысли Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Основные подходы к понятию социальной безопасности в общественной мысли Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Экономическая безопасность в системе социальной безопасности
4.1. Сущность и содержание экономической безопасности Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Сущность и содержание экономической безопасности Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Нормативно-правовая основа экономической безопасности Сам. работа 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Информационная безопасность в системе социальной безопасности
5.1. Понятие и основные принципы информационной безопасности РФ Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Понятие и основные принципы информационной безопасности РФ Сам. работа 5 5 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Основы государственной политики в области обеспечения международной информационной безопасности Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Военная и оборонно-промышленная безопасность
6.1. Обеспечение военной безопасности Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Обеспечение военной безопасности Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Концепция внешней политики РФ Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Современное состояние социальной безопасности
7.1. Социальная безопасность и социальная напряженность в социуме Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Социальная безопасность и социальная напряженность в социуме Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Конфликтологический контекст обеспечения безопасности населения Практические 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.4. Конфликтологический контекст обеспечения безопасности населения Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.5. Основные угрозы для безопасности населения в современный период Практические 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.6. Экзамен 5 27 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ:
Теоретические вопросы:
1. Основные методологические подходы к анализу социальной безопасности.
2. Понятие «социальная безопасность».
3. Цели социальной безопасности.
4. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем.
5. Соотношение понятий «социальная безопасность» и «национальная безопасность».
6. История научных взглядов на социальную безопасность.
7. Основные угроза социальной безопасности государства на современном этапе.
8. Основные нормативные документы в области безопасности страны.
9. Проблемы конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, определяющие состояние социальной безопасности государства.
10. Методы исследования основных проблем конфликтного и мирного взаимодействия в обществе.
11. Методологические и теоретические подходы к анализу конфликта.
12. Основные элементы конфликта и мира, их взаимосвязь с состоянием социальной безопасности государства.
13. Детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия.
14. Внутренняя безопасность.
15. Внешняя безопасность.
16. Субъекты и объекты социальной безопасности.
17. Показатели социальной безопасности государства.
18. Уровни опасности для населения.
19. Конфликтологический подход к социальной безопасности государства.
20. Социологический подход к социальной безопасности государства.
21. Социально-психологический подход к социальной безопасности государства.
22. Система обеспечения социальной безопасности государства.
23. Безопасность власти.
24. Общественная безопасность.
25. Продовольственная безопасность России.
26. Экономическая безопасность России.
27. Безопасность региона как составляющая общей безопасности российского общества.
28. Основные угрозы безопасности населению в Сибири.
29. Источники опасностей в Сибири.
30. Население Сибири: специфика исторического становления и современное состояние.
31. Источники и типы основных угроз для безопасности населения Алтайского края.
32. Система и механизмы обеспечения безопасности населения Алтайского края.

Практические задания:
1. Предложите свою классификацию угроз социальной безопасности на современном этапе.
2. Ранжируйте в порядке значимости основные угрозы социальной безопасности и обоснуйте свой ответ.
3. Проведите экспертизу состояния социальной безопасности на основе показателей, определенных в Стратегии национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента от 31.12.2015 г № 683).
4. Оцените значимость эффективного развития сельского хозяйства в РФ для повышения уровня продовольственной безопасности в стране.
5. Оцените значимость развития экономики РФ для повышения уровня социальной безопасности.
6. Ранжируйте в порядке значимости цели обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан. Обоснуйте свой ответ.
7. Оцените значимость Стратегии национальной безопасности РФ для укрепления национальной безопасности.
8. Сгруппируйте вместе все факторы информационной безопасности РФ. Ранжируйте их в порядке значимости, по Вашему мнению.
9. Выявите факторы взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны. Охарактеризуйте их.
10. Выявите факторы, негативно влияющие на безопасность в области науки, технологий и образования в РФ.
11. Приведите примеры попыток применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач. Проанализируйте эти попытки как факторы, ослабляющие устойчивость системы международных экономических отношений
12. Постройте прогноз развития государственной политики РФ в сфере обеспечения социальной безопасности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов:
1. Проблемы конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, определяющие состояние социальной безопасности государства.
2. Методологические и теоретические подходы к анализу конфликта.
3. Основные элементы конфликта и мира, их взаимосвязь с состоянием социальной безопасности государства.
4. Детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия.
5. Основные показатели социальной безопасности государства.
6. Демографическая ситуация в современном мире: проблемы и перспективы.
7. Диспропорции экономического развития стран мира как причина нестабильности современного мира.
8. Неравномерное развитие регионов как фактор нестабильности государства.
9. Информационные технологии и информационная безопасность в условиях современного мира.
10. Концепция национального интереса.
11. Концепция национальной безопасности России.
12. Концепция общей безопасности России.
13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
14. Система обеспечения безопасности населения и территорий в РФ.
15. Тенденции экономического развития стран мира на современном этапе.
16. Технологические революции и их влияние на безопасность человеческой жизнедеятельности.
17. Экологические проблемы и политика России в области обеспечения экологической безопасности.
18. Экологическое развитие: современные подходы.
19. Виды и особенности угроз в сфере информационной безопасности
20. Военная безопасность как составная часть национальной безопасности.
21. Военная безопасность России: история и современность.
22. Методы и средства обеспечения информационной безопасности
23. Миграция и безопасность: направления взаимодействия.
24. Нормативно-правовые основы защиты информации в современной России
25. Основные направления и механизмы обеспечения социальной безопасности России.
26. Принципы государственной политики России в области обеспечения социальной безопасности.
27. Роль этнокультурного фактора в обеспечении безопасности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, С. А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э4 СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Э5 Курс в Moodle "Социальная безопасность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.