МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-1-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
д.с.н, профессор, Сергиенко Алие Мустафаевна

Рабочая программа дисциплины
Социальная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальной безопасности,формирование на этой основе систематизированного представления обо всем спектре актуальных проблем безопасности населения Сибири и в более широком контексте социальной безопасности российского социума.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к проведению социологических исследований социальных конфликтов и межнациональных отношений в обществе
ПК-2 Готов к разработке отчетов, обзоров, аннотаций, аналитических записок, профессиональных публикаций и других материалов по результатам исследований социальных конфликтов и межнациональных отношений в обществе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории социальной безопасности; историю взглядов на проблемы социальной безопасности; основные принципы обеспечения социально безопасности; современные теории безопасности; модели безопасного функционирования социума; современные социальные технологии преодоления угроз безопасности и тенденции их развития; теоретико-методологические основы изучения социальной безопасности; методы исследования состояния и уровня социальной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные показатели социальной безопасности; определить место социальной безопасности в системе национальной безопасности; осуществлять анализ состояния социальной безопасности социума; определять технологии предотвращения угроз безопасности; анализировать нормативно-правовые акты по вопросам безопасности; осваивать и применять современные теории, модели, методы к исследованию социальной безопасности; анализировать уровни обеспечения социальной и национальной безопасности; применять знания в области обеспечения социальной безопасности в нестандартных ситуациях; нести социальную и этическую ответственность за принятые решения в области обеспечения социальной безопасности; выявлять степень влияния социальных конфликтов на состояние социальной безопасности; осваивать новые методические подходы к исследованию проблем безопасности с учетом его целей и задач в современных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: навыками постановки и решения задач по обеспечению безопасности граждан в российском обществе; навыками работы с официальными документами и научными текстами по безопасности; навыками проведения исследований социальной безопасности; общими методами анализа безопасности; навыками анализа и оценки нормативно-правовых актов по вопросам безопасности; навыками использования современных теорий при исследовании социальной безопасности; навыками абстрактного мышления, анализа, синтеза в процессе исследования состояния социальной безопасности; профессиональными навыками анализа современных проблем социальной безопасности; навыками использования технологий предотвращения угроз безопасности; навыками защиты населения в нестандартных ситуациях; навыками по выявлению степени влияния межнациональных конфликтов на состояние социальной безопасности; навыками разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования социальной безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, механизмы формирования и содержание социальной безопасности
1.1. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Исследование проблем безопасности Практические 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Исследование проблем безопасности Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные угрозы для безопасности населения в современный период
2.1. Конфликтологический контекст обеспечения безопасности населения Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Социальная безопасность и социальная напряженность в социуме Практические 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Социальная безопасность и социальная напряженность в социуме Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Конфликтологический контекст обеспечения безопасности населения Сам. работа 4 7 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Понятие «социальная безопасность».
2. Современные теории безопасности.
3. Цели социальной безопасности.
4. Модели безопасного функционирования социума.
5. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем.
6. Методы исследования состояния и уровня социальной безопасности.
7. Разработка новых методических подходов к исследованию проблем безопасности.
8. Анализ показателей социальной безопасности.
9. Внутренняя и внешняя безопасность.
10. Субъект и объект опасности.
11. Уровни опасности для населения.
12. Общественная безопасность.
13. Конфликтологический подход к социальной безопасности.
14. Влияние межнациональных конфликтов на состояние социальной безопасности.
15. Социологический подход к социальной безопасности.
16. Социально-психологический подход к социальной безопасности.
17. Безопасность власти.
18. Принятие решений и анализ действий в нестандартных ситуациях.
19. Особенности межнациональных отношений в РФ и их влияние на состояние безопасности.
20. Безопасность региона как составляющая общей безопасности российского общества.
21. Основные угрозы безопасности населению в Сибири.
22. Источники опасностей в Сибири.
23. Население Сибири: специфика исторического становления и современное состояние.
24. Источники и типы основных угроз для безопасности населения Алтайского края.
25. Система и механизмы обеспечения безопасности населения Алтайского края.
26. Сущность геополитического подхода к анализу условий обеспечения национальной безопасности.
27. Современные геополитические модели.
28. Геостратегия России в условиях глобализации.

Практические задания:
1. Проведите анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму:
- Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания)
- Краткое описание проблемы, которой посвящена статья;
- Актуальность заявленной тематики;
- Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор?
- Критичный анализ основных выводов автора:
В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы?
В чем Вы не согласны с авторами и почему?
- Каковы перспективы исследования этой тематики?
2. Проведите экспертизу состояния социальной безопасности на основе показателей, определенных в Стратегии национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента от 31.12.2015 г № 683).
3. Оцените значимость эффективного развития сельского хозяйства в РФ для повышения уровня продовольственной безопасности в стране.
4. Оцените значимость развития экономики РФ для повышения уровня социальной безопасности.
5. Оцените значимость Стратегии национальной безопасности РФ для укрепления национальной безопасности.
6. Сгруппируйте вместе все факторы информационной безопасности РФ. Ранжируйте их в порядке значимости, по Вашему мнению.
7. Выявите факторы взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны. Охарактеризуйте их.
8. Выявите факторы, негативно влияющие на безопасность в области науки, технологий и образования в РФ.
9. Приведите примеры попыток применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач. Проанализируйте эти попытки как факторы, ослабляющие устойчивость системы международных экономических отношений
10. Постройте прогноз развития государственной политики РФ в сфере обеспечения социальной безопасности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Современные теории безопасности.
2. Модели безопасного функционирования социума.
3. Анализ показателей социальной безопасности.
4. Методы исследования состояния уровня социальной безопасности.
5. Государственная политика в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды.
6. Миграция как угроза экономической безопасности.
7. Последствия «утечки умов».
8. Информационная агрессия и иммунитет.
9. Россия в контексте региональной экологической безопасности.
10. Особенности межнациональных отношений в Сибирском регионе.
11. Правовые аспекты психологической безопасности.
12. Духовно-нравственная безопасность.
13. Информационный ресурс как объект правоотношений.
14. Международная безопасность как фактор обеспечения национальных интересов
15. Место России в системе современных международных отношений.
16. Психологические манипуляции личностью и защита от них.
17. Нереализованные способности как психологическая угроза личности.
18. Сознательное самопрограммирование личности.
19. Психологические манипуляции как угроза информационно-психологической безопасности личности и общества.
20. Молодежь в свете национальной безопасности.
21. Принятие решений и анализ действий в нестандартных ситуациях.
22. Проблемы техногенной безопасности.
23. Возможности криминологии в обеспечении безопасности.
24. Экономическая безопасность в сете применения информационных технологий.
25. Преступность и молодежь в аспекте проблем безопасности.
26. Социальные опасности в образовании России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, С. А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ре-сурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/социальная безопасность
Э4 Курс в moodle "Социальная безопасность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.