МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное право
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 106 106 106 106

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания сущности правового регулирования в сфере в сфере охраны и защиты социальных прав; обеспечение овладением содержанием норм права в социальной сфере; формирование умения анализировать источники и нормы права

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1: Определяет круг задач в рамках поставленной цели, определяет связи между ними
УК-2.2: Предлагает способы решения поставленных задач и ожидаемые результаты; оценивает предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта
УК-2.3: Планирует реализацию задач в зоне своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм
УК-2.4: Выполняет задачи в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
УК-2.5: Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийно-категориальный аппарат социального права; нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, направленные на реализацию социальных прав граждан; сферы реализации норм социального права, их юридическую силу, источники нормативно-правого регулирования охраны и защиты социальных прав, основы законодательства в сфере социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализации семейных и трудовых правоотношений, социальные гарантии в уголовном праве


3.2.Уметь:
3.2.1.определять правовой статус человека, давать юридическую квалификацию обстоятельствам в сфере охраны и защиты социальных прав; устанавливать подлежащую применению норму права, анализировать социальные гарантии граждан; определять предмет правового регулирования в сфере реализации социальных прав; формулировать цели, ставить конкретные задачи в области социального права, определять связь между ними; решать их с помощью современных исследовательских методов, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; корректировать способы решения задач; представлять результаты проекта и возможности их использования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыком дифференциации социально-правовых и юридических услуг, навыком анализа норм права для оказания профессиональной помощи человеку в защите социальных прав; навыками решения задач и проведения исследований в области социальных прав с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; навыками решения поставленных, оценивания предложенных способов с точки зрения соответствия цели проекта; навыками планирования реализации задач в сфере социального права с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм; навыками выбора оптимальных способов решения поставленных задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; навыками выполнения задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля; навыками совершенствования результатов проекта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место социального права в системе современного законодательства
1.1. Социальное право в системе права Сам. работа 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Право социального обеспечения
2.1. Право социального обеспечения: основные категории Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Социальное обеспечение: понятие, история становлени Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Социальные права граждан
3.1. Социальные права граждан в сфере охраны здоровья Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Социальные права граждан в сфере образования, науки, культуры Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Социальные права отдельных категорий лиц: детей и семей с детьми, лиц с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Правовое положение несовершеннолетних по ГК РФ
4.1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетнего Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетнего Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Правовое положение несовершеннолетних по СК РФ
5.1. Правовой статус несовершеннолетнего по СК РФ Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Правовой статус несовершеннолетнего по СК РФ Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Алиментные обязательства Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Лишение, ограничение родительских прав Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Правовое положение несовершеннолетних по ТК РФ
6.1. Правовой статус несовершеннолетнего по ТК РФ Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Правовой статус несовершеннолетнего по ТК РФ Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Обязанности несовершеннолетних в трудовых правоотношениях Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Правовое положение несовершеннолетних по УК РФ
7.1. Правовой статус несовершеннолетнего по УК РФ Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Социальные гарантии в отраслях отечественного права
8.1. Социальный институт семьи как объект правового регулирования Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Правовой статус несовершеннолетнего и социальные гарантии его охраны и защиты Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Охрана и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.4. Правовой статус несовершеннолетнего и социальные гарантии его охраны и защиты Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.5. Социальная защита инвалидов в России Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.6. Социальные гарантии в трудовом праве Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.7. Социальные гарантии в уголовном праве Сам. работа 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.8. Зачет 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к зачету
Теоретические вопросы:
1. Понятие социального права, место социального права в российской системе права.
2. Социальное обеспечение: история становления.
3. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права.
4. Конституционный принцип социального государства в Российской Федерации.
5. Социальная функция государства.
6. Основные направления социальной политики государства.
7. Источники права, регулирующие отношения в социальной сфере в Российской Федерации.
8. Конституционные социально-экономические права граждан Российской Федерации.
9. Источники права, регулирующие права граждан в сфере трудовых правоотношений.
10. Социальное партнерство.
11. Охрана труда.
12. Оплата труда.
13. Время отдыха.
14. Защита конституционного права граждан на труд.
15. Социальная политика российского государства в отношении прав граждан в сфере охраны здоровья.
16. Организация здравоохранения в Российской Федерации.
17. Организация медицинского страхования в Российской Федерации.
18. Система социальных прав граждан в сфере охраны здоровья.
19. Социальные права в сфере охраны здоровья отдельных категорий граждан (граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности; беременных женщин; семей; несовершеннолетних граждан; военнослужащих; лиц, задержанных, отбывающих наказание, заключенных под стражу и пр.).
20. Демографическая политика российского государства и социальные права детей и семей с детьми.
21. Социальные права семей в связи с рождением ребенка.
22. Социальные права неполных семей, многодетных семей, молодых семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
23. Социальные права детей, лишенных родительского попечения.
24. Социальная политика российского государства в отношении лиц с ограниченными возможностями.
25. Понятие инвалидности. Реабилитация инвалидов.
26. Система социальных прав лиц с ограниченными возможностями.
27. Социальная политика российского государства в отношении граждан пожилого возраста.
28. Система социальных прав граждан пожилого возраста.
29. Отдельные меры социальной поддержки и социального обеспечения лиц пожилого возраста (пенсионное обеспечение по старости, ежемесячная денежная выплата, социальное обслуживание, набор социальных услуг, государственная социальная помощь).
30. Социальная политика российского государства в сфере образования. Организация системы образования в Российской Федерации.
31. Виды образовательных учреждений в Российской Федерации. Виды и уровни образования. Общее и профессиональное образование.
32. Конституциональные направления совершенствования законодательства о науке.
33. Основные институты законодательства о культуре. Тенденции развития законодательства о культуре.
34. Содержание конституционного права граждан на жилище.
35. Предмет жилищного законодательства, уровни правового регулирования.
36. Развитие основных институтов жилищного законодательства.
37. Социальная компонента экологического права.
38. Уровни правового регулирования экологических правоотношений.
39. Основные направления совершенствования экологического права.
40. Становление и развитие российского законодательства о физической культуре и спорте.
41. Социальные права граждан в сфере физической культуры и спорта.
42. Социальные гарантии в уголовном праве.

Практические задания:
Задание:
Подготовить презентацию и представить на тему "Социальное право граждан" (на выбор: на труд, на образование, на медицинскую помощь и пр.). Предложить меры по совершенствованию реализации данных прав.

Провести экспертизу нормативно-правовых актов: следующих нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ
"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи"
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
"О ветеранах"
7. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
"О занятости населения в Российской Федерации"
10. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
"Об опеке и попечительстве"
11. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях"
12. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Решение задач
Вариант 1
Анализируя опыт работы учреждений социального обслуживания населения, представленный в СМИ, определите: а) возможные нарушения прав детей в данных учреждениях со стороны администрации, специалиста по социальной работе, других клиентов; б) социальные услуги, реализация которых отвечает целевым ориентирам Национальной стратегии.

Вариант 2
Администрации Ленинского района г. Сургута отказала гражданке Семеновой Н.Б. в постоянной регистрации по месту жительства ее сестры в связи с тем, что в случае такой регистрации будут существенно ухудшены жилищные условия лиц, проживающих в этом жилом помещении. Гражданка Семенова является беженкой, ее сестра согласна на регистрацию Семеновой на занимаемой ею жилой площади. Правомерен ли отказ в регистрации?

Вариант 3
Бондарев с женой и двумя несовершеннолетними детьми занимал двухкомнатную квартиру, относящуюся к государственному фонду. После расторжения брака он в квартире не проживал, денег на оплату квартиры не предоставлял и сам ее не оплачивал, от уплаты алиментов на несовершеннолетних детей уклонялся. Его бывшая жена не имела сведений о его местонахождении, розыск и обращение к судебному приставу-исполнителю не привели к положительному результату. Бондарева обратилась к юристу за консультацией, полагая, что можно поставить в суде вопрос о выселении Бондарева в принудительном порядке в связи с длительной неуплатой квартплаты. Какой ответ должен дать юрист?

Вариант 4
Муж и жена Арбузовы Александр и Ирина в совместном браке нажили общее имущество, состоящее из автомобиля стоимостью 170 т.р., дачи стоимостью 130 т.р., 3-комнатной квартиры стоимостью 1 млн. 200 т.р. и денежного вклада в банке 400т.р. У жены от предыдущего брака есть дочь Катя 13 лет. Кроме того, у Арбузовых есть совместные дети - сын Игорь 10лет и дочь Света 8 лет. В квартире Арбузовых проживал их общий знакомый инвалид 1группы Илюшин Д. Кроме того, Арбузов Александр в течение последних 5 лет регулярно помогал своей матери 52-х лет, лишенной в отношении него родительских прав, и не восстановленной в них. 10.11.2012 г. возвращаясь вечером домой супруги попали в аварию и оба погибли 11.11.2012 г. Каким должен быть в этом случае порядок наследования?

Вариант 5
Харисова и Князев в течение двух лет состояли в близких отношениях без оформления брака. 2 мая 1996 г. Князев погиб при исполнении трудовых обязанностей. 1 февраля 1997 г. у Харисовой родился сын. Она обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания Князевым отцовства, указав, что они жили одной семьей, ждали ее беременности. Князев был очень огорчен тем, что у них нет детей, о чем было известно всем их друзьям и родителям Харисовой. О своей беременности Харисова узнала вскоре; после смерти Князева. Их с Князевым общие знакомые хотя и сочувствовали ей, но были рады, что у нее останется память о любимом человеке. Установление факта признания отцовства необходимо Харисовой для оформлении пенсии по случаю гибели кормильца и наследства. Против установления факта признания отцовства возражала мать Князева как единственная его наследница. Она пояснила суду, что этот ребенок рожден не от Князева, так как у него вряд ли могли быть дети. От бесплодия он никогда не лечился, но его первая жена расторгла с ним брак по причине отсутствия беременности. Сейчас она замужем за другим мужчиной, и у нее родился сын. Сожительствуя с Харисовой, Князев также не имел детей, о чем очень сожалел, так как у них с Харисовой сложились хорошие отношения. Как решить дело?

Вариант 6
Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы. Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?

Вариант 7
Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их. Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате. Законны ли действия органов опеки? Как решить дело?

Вариант 8
Шумилин 17 лет вступил в брак с Ушаковой 15 лет. Брачный возраст им был снижен в установленном законом порядке. Ушакова имела ребенка в возрасте 1 .года. Шумилин пожелал его усыновить и обратился в органы опеки, чтобы собрать все необходимые документы. Мать Ушаковой, опекун внука, возражала против усыновления, так как сама хотела усыновить ребенка. Однако жена Шумилина давала согласие на усыновление только мужу, сама при этом просила сохранить за ней родительские права. Органы опеки разъяснили Шумилину, что до 18 лет он не может быть усыновителем, а после 18 лет он должен встать на централизованный учет кандидатов в усыновители. Также на централизованный учет должен быть поставлен ребенок. Но практически усыновление невозможно, пока его жене не исполнится 18 лет, так как против усыновления возражает опекун ребенка, т.е. его бабушка, без согласия которой усыновление не допускается. Согласие матери ребенка не имеет правового значения, так как она сама является несовершеннолетней. Законны ли разъяснения органов опеки? Какие требования предъявляют к кандидатам в усыновители? Имеет ли правовое значение согласие на усыновление, данное несовершеннолетними родителями ребенка?

Вариант 9
Несовершеннолетний Васильев, который после окончания училища работал токарем в производственном объединении, заключил договор займа па сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США. Узнав об этом, родители Васильева потребовали расторгнуть договор, заключенный без их согласия. Заимодавец Краснов отказался расторгнуть договор, ссылаясь на то, что Васильев имеет самостоятельный заработок, работает по трудовому договору и должен считаться полностью дееспособным. В спор вмешался орган опеки и попечительства, по мнению которого родителям Васильева следует согласиться на эмансипацию. Если же они не согласятся, то Краснову рекомендовали обратиться с иском в суд об объявлении Васильева полностью дееспособным. Не придя к соглашению, стороны обратились за разъяснением к юристу. Какое разъяснение им надлежит дать?

Вариант 10
В складском помещении торгово-закупочной базы в 9 ч вечера лопнула труба с холодной водой. В это время на работе были директор, 3 бухгалтера, работавшие над годовым отчетом, 2 охранника. распоряжением директора все они были направлены в складское помещение спасать от порчи товары. Бухгалтера отказались от выполнения распоряжения, одна в связи с тем, что она не разнорабочий, вторая в связи с тем, что она болеет ангиной и работа в холодной воде не будет способствовать ее выздоровлению. За отказ от ликвидации последствий аварии им был объявлен выговор. Правомерны ли действия директора организации, какое решение должен был вынести суд?

Вариант 11
Рыбина учится на 3 курсе заочного отделения социологического факультета. Успешно сдав экзамены, она представила в отдел кадров по месту работы листок нетрудоспособности. Все семь дней болезни совпали с учебным отпуском. Рыбина попросила перенести часть учебного отпуска, совпавшую с болезнью, на другое время. Работодатель в перенесении отпуска отказал. Правомерны ли действия работодателя?

Вариант 12
Бухгалтер Мурманского торгового порта ушла в отпуск по графику с 20 мая текущего года на 28 календарных дней. 31 мая, находясь в отпуске, она была отправлена в стационарное лечебное учреждение в связи с острым приступом аппендицита, где пролежала две недели. Как следует решить вопрос о дальнейшем использовании отпуска?

Вариант 13
Нигде не работающий Иванов был задержан охранниками магазина при попытке кражи продуктов питания. Сам Иванов не признавал факта кражи и просил отпустить его. Начальник охраны связал Иванова и отвез его за территорию склада, где продержал сутки в запертом помещении, после чего, пригрозив Иванову не говорить никому о случившемся, отпустил. Квалифицируйте действия начальника охраны.

Вариант 14
Иванов разработал план похищения ребенка с целью получения выкупа и подыскал соучастников преступления. Согласно плану Кириллов должен был выкрасть Алексеева Колю из дома родителей и спрятать его в квартире Сергеева. Евдокимов обязался написать письмо родителям Коли с указанием суммы выкупа и ждать их в обусловленном месте с деньгами. Когда было все готово для совершения преступления, Иванов, испугавшись ответственности, стал уговаривать Кириллова отказаться от реализации преступного намерения. Но последний не согласился с доводами Иванова, похитил Алексеева Колю и получил за него выкуп сам, без помощи Евдокимова, который не участвовал в совершении из-за болезни. Имеется ли добровольный отказ в действиях Иванова и Евдокимова?
Вариант 15
Сорокин, двигаясь на автомобиле с высокой скоростью, сбил велосипедиста Розова. Считая потерпевшего мертвым и боясь ответственности, Сорокин бросил его в реку, а велосипед привел домой, разобрал его на части и разбросал в разных районах города. Труп Розова был обнаружен через несколько дней. При вскрытии оказалось, что смерть Розова наступила от утопления. За что подлежит ответственности Сорокин?

Вариант 16
Осужденный Константинов отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима. За злостное нарушение режима он был водворен в штрафной изолятор, где написал жалобу прокурору. В своем письме осужденный просил отменить пониженные нормы питания, а также предоставить ему длительное свидание с женой. Дежурный, вскрыв конверт и прочитав письмо, пояснил, что жалоба Константинова незаконна. Оцените законность указанных действий дежурного и осужденного.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов:
1. Система социальных прав лиц с ограниченными возможностями: проблема реализации.
2. Социальная политика Российской Федерации в отношении граждан пожилого возраста.
3. Проблемы пенсионной реформы в России.
4. Социальная политика российского государства в сфере образования.
5. Реформа в сфере образования в Российской Федерации.
6. Тенденции развития законодательства о культуре в России.
7. Проблемы реализации конституционного права граждан на жилище.
8. Основные проблемы реализации экологических права граждан в Российской Федерации.
9. Социальные права граждан в сфере физической культуры и спорта
10. Социальное право – самостоятельная отрасль российского права?
11. Воплощение конституционного принципа социального государства в Российской Федерации.
12. Основные направления социальной политики государства.
13. Проблемы реализации конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации.
14. Социальное партнерство в России: проблемы и перспективы.
15. Защита конституционного права граждан на труд.
16. Проблемы реализации социальной политики Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
17. Организация медицинского страхования в Российской Федерации.
18. Реализация социальных прав граждан в сфере охраны здоровья.
19. Проблемы реализации социальных прав в сфере охраны здоровья отдельными категориями граждан (гражданами, занятыми отдельными видами профессиональной деятельности; беременными женщинами; семьями; несовершеннолетними гражданами; военнослужащими; лицами, задержанными или отбывающими наказание, заключенными под стражу и пр.).
20. Демографическая политика российского государства.
21. Социальные права семей в связи с рождением ребенка.
22. Проблемы реализации социальных прав детьми, лишенными родительского попечения.
23. Социальная политика российского государства в отношении лиц с ограниченными возможностями.
24. Реабилитация инвалидов в Российской Федерации.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6F44CA6F-02B2-4ECE-931B-55EC9EB172BD
Л1.2 Курбанов Р. А. Трудовое право: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 https://biblio-online.ru/book/84A19E64-ABDA-48C5-89E7-D070DA12BF2F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шайхатдинов В.М. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/D89A0F77-B444-402D-980C-A9E7BC7612AE
Л2.2 Рожков А. И. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FA553260-1405-4A17-B0B3-E0B4DB1C23D6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э2 Государственная дума. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/]
Э3 Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э4 Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Официальный сайт: банк документов [Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs]
Э5 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э6 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э7 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э8 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
Э9 Курс в Moodle «Социальное право» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2841
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.