Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 18,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 32 | 32 | 18 | 18 | 50 | 50 |
Практические | 32 | 32 | 18 | 18 | 50 | 50 |
Сам. работа | 53 | 53 | 72 | 72 | 125 | 125 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Изучение курса призвано сформировать представление у студентов-политологов научных представлений о социально-политическом развитии России и зарубежных стран с древнейших времен до настоящего времени, особенностях их модернизации, культурно-половического своеобразия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-2 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности и этапы всемирного исторического процесса, основные исторические факты и тенденции; особенности социально-политического развития стран; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории различные подходы к изучению истории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | давать развернутую и краткую характеристику узловых сюжетов всеобщей истории, анализировать отдельные проблемы, сопоставлять события с помощью различных методов; различать действия объективных и субъективных факторов исторического процесса; отстаивать собственную точку зрения на содержание и тенденции развития социально-политических процессов в России и мире; применять исторические знания для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации; Находить, классифицировать и обобщать информацию из исторических источников. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления закономерностей исторического развития; методами критического анализа исторической информации и способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; навыками использования знаний политических тенденций исторического развития России и стран мира в профессиональной деятельности; применения исторических знаний для решения современных задач профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические осонования дисциплина Политическая история | ||||||
1.1. | Политическая история России и Зарубежных стран как научная и учебная дисциплина | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.4 |
1.2. | Формационный и цивилизационный подходы к исследованию истории | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.4 |
1.3. | Формационный и цивилизационный подходы к исследованию истории | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.4 |
Раздел 2. Древнее время | ||||||
2.1. | Возникновение государств. Восточная деспотия как форма государства. | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.2. | Возникновение государств. Восточная деспотия как форма государства. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.2 | |
2.3. | Древнейшие государства. Империи древнего мира. | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.4. | Древнейшие государства. Империи древнего мира. | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.5. | Греческая цивилизация. Империя Александра Македонского. | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
2.6. | Греческая цивилизация. Империя Александра Македонского. | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
2.7. | Древний Рим и Карфагенская держава.Эволюция римской государственности | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
2.8. | Древний Рим и Карфагенская держава.Эволюция римской государственности | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
2.9. | Индия и Дальний восток в древности | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
Раздел 3. Средние Века | ||||||
3.1. | Крушеие Античного мира. Великое переселение народов. | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
3.2. | Крушеие Античного мира. Великое переселение народов. | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
3.3. | Раннефеодальные государства. Государство франков | Лекции | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
3.4. | Политические системы развитого феодализма | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
3.5. | Политические системы развитого феодализма | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.4 |
3.6. | Восточная Римская империя в Средние века | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.4 |
3.7. | Восточная Римская империя в Средние века | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.4 |
3.8. | Складывание государства у восточных славян. Киевская Русь. | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.9. | Складывание государства у восточных славян. Киевская Русь. | Сам. работа | 1 | 3 | ||
3.10. | Феодальная раздробленность на Руси | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.11. | Феодальная раздробленность на Руси | Сам. работа | 1 | 2 | ||
3.12. | Россия как централизованное государство | Лекции | 1 | 2 | ||
3.13. | Россия как централизованное государство | Сам. работа | 1 | 4 | ||
Раздел 4. Развитие стран Востока в Средние века | ||||||
4.1. | Мусульманские и "кочевые" империи | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
4.2. | Мусульманские и "кочевые" империи | Сам. работа | 1 | 2 | ||
4.3. | Индия и Дальний восток в средневековье | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
4.4. | Индия и Дальний восток в средневековье | Сам. работа | 1 | 2 | ||
4.5. | Турки-Османы и их государство. Натиск на запад. | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
4.6. | Турки-Османы и их государство. Натиск на запад. | Сам. работа | 1 | 2 | ||
Раздел 5. Политическая история Нового времени | ||||||
5.1. | Формирование национально-абсолютистских государств в Европе и Азии. Общие тенденции и различия | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.3 |
5.2. | Формирование национально-абсолютистских государств в Европе и Азии. Общие тенденции и различия | Сам. работа | 1 | 3 | ||
5.3. | Колониализм и колониальные империи | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.3 |
5.4. | Колониализм и колониальные империи | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л1.3 |
5.5. | Реформация и Буржуазные революции в Европе | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.3 |
5.6. | Реформация и Буржуазные революции в Европе | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.3 |
5.7. | Формирование Абсолютистского государства в России | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
5.8. | Формирование Абсолютистского государства в России | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
5.9. | Индия и Дальний восток в новое время. Политика изоляционизма. | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 6. Период промышленной революции и становление капитализма | ||||||
6.1. | Революции и Национально-освободительные войны в Европе и Америке. Республика как новый тип государства | Практические | 1 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.3, Л1.3 |
6.2. | Революции и Национально-освободительные войны в Европе и Америке. Республика как новый тип государства | Сам. работа | 1 | 3 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.3, Л1.3 |
6.3. | Наполеоновские войны и складывание Венской мировой системы | Лекции | 1 | 2 | ||
6.4. | Наполеоновские войны и складывание Венской мировой системы | Сам. работа | 1 | 2 | ||
6.5. | Священный союз и период реакции в Европе и России. | Практические | 1 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
6.6. | Священный союз и период реакции в Европе и России. | Сам. работа | 1 | 4 | ||
6.7. | Формирование капиталистического общества. Создание национальных государств современного типа. | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.3, Л1.3 |
6.8. | Формирование капиталистического общества. Создание национальных государств современного типа. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.3, Л1.3 |
6.9. | Массовизациия политики. Первая волна демократизации | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.3, Л1.3 |
6.10. | Массовизациия политики. Первая волна демократизации | Сам. работа | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.3, Л1.3 |
6.11. | Внешнеполитические кризисы второй половины 19 в. Восточный вопрос. | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
6.12. | Внешнеполитические кризисы второй половины 19 в. Восточный вопрос. | Сам. работа | 2 | 4 | ||
6.13. | Кризис традиционных государств Востока и попытки выхода из него. | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 |
Раздел 7. Империализм и первая мировая война | ||||||
7.1. | Оформление "Великих держав" и борьба за передел колониальных владений. | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
7.2. | Оформление "Великих держав" и борьба за передел колониальных владений. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
7.3. | Авторитарная модернизация и военные режимы в странах востока | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3 |
7.4. | Первая мировая война | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
7.5. | Первая мировая война | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
7.6. | Революции в странах-участниках войны. Версальская мировая система. | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
7.7. | Революции в странах-участниках войны. Версальская мировая система. | Сам. работа | 2 | 6 | ||
Раздел 8. Мир в межвоенный период и Вторая мировая война | ||||||
8.1. | Послевоенные политические системы в Европе и США. Социалистическая модель государства. | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
8.2. | Послевоенные политические системы в Европе и США. Социалистическая модель государства. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
8.3. | Формирование тоталитарных и авторитарных политических систем в Европе | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
8.4. | Борьба за создание национальных государств в странах востока | Сам. работа | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.3 |
8.5. | Вторая мировая Война. Роль СССР в ней. | Практические | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
8.6. | Вторая мировая Война. Роль СССР в ней. | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 9. Послевоенная система мира | ||||||
9.1. | Потсдамская система мира. Роль международных организаций. | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л1.3 |
9.2. | Потсдамская система мира. Роль международных организаций. | Сам. работа | 2 | 4 | ||
9.3. | Страны «народной демократии». Политические модели соцлагеря. Вторая волна демократизации. | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
9.4. | Страны «народной демократии». Политические модели соцлагеря. Вторая волна демократизации. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
9.5. | Биполярная система мира. СССР и США как сверхдержавы. | Практические | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
9.6. | Деколонизация и обретение независимости странами Азии и Африки. | Сам. работа | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.3 |
Раздел 10. Распад соцлагеря. | ||||||
10.1. | Распад социалистического лагеря и "третья волна демократизации". | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
10.2. | Распад социалистического лагеря и "третья волна демократизации". | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету и экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Нефедов С. А. | Факторный анализ исторического процесса. История Востока : | М.: Издательский дом «Территория будущего» // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/85012/, 2008 | |
Л1.2 | Некрасова, М. Б. | Отечественная история : учебник и практикум для прикладного бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6. |
Л1.3 | Питулько Г.Н. - Отв. ред. | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.4 | Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Васильев Л.С. | История Востока: учебник | "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Леклерк А. | Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: | Москва: Альпина Паблишер, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | В. Л. Хейфец, Р. В. Костюк, Н. А. Власов, Н. С. Ниязов | История новейшего времени : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/1DE66103-FB13-4D77-B76C-1621AB4EE441. |
Л2.4 | сост. Ивонин А.Р. | Политическая история России IX-XVIIвв.:сборник документов: пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История России | histrf.ru | ||
Э2 | Всеобщая история | www.istoriia.ru | ||
Э3 | Политическая история России и зарубежных стран, 1 семестр. | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Политическая история России и зарубежных стран, 2 семестр. | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. |