МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая история России и зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 32 32 18 18 50 50
Практические 32 32 18 18 50 50
Сам. работа 53 53 72 72 125 125
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Качусов Д.А.

Рецензент(ы):
К.и.н., Доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политическая история России и зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 31.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса призвано сформировать представление у студентов-политологов научных представлений о социально-политическом развитии России и зарубежных стран с древнейших времен до настоящего времени, особенностях их модернизации, культурно-половического своеобразия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и этапы всемирного исторического процесса, основные исторические факты и тенденции;
особенности социально-политического развития стран;
основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.давать развернутую и краткую характеристику узловых сюжетов всеобщей истории, анализировать отдельные проблемы, сопоставлять события с помощью различных методов;
различать действия объективных и субъективных факторов исторического процесса; отстаивать собственную точку зрения на содержание и тенденции развития социально-политических процессов в России и мире;
применять исторические знания для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации;
Находить, классифицировать и обобщать информацию из исторических источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления закономерностей исторического развития;
методами критического анализа исторической информации и способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; навыками использования знаний политических тенденций исторического развития России и стран мира в профессиональной деятельности;
применения исторических знаний для решения современных задач профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические осонования дисциплина Политическая история
1.1. Политическая история России и Зарубежных стран как научная и учебная дисциплина Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.4
1.2. Формационный и цивилизационный подходы к исследованию истории Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.4
1.3. Формационный и цивилизационный подходы к исследованию истории Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.4
Раздел 2. Древнее время
2.1. Возникновение государств. Восточная деспотия как форма государства. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.2. Возникновение государств. Восточная деспотия как форма государства. Сам. работа 1 2 Л1.2
2.3. Древнейшие государства. Империи древнего мира. Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.4. Древнейшие государства. Империи древнего мира. Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.5. Греческая цивилизация. Империя Александра Македонского. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
2.6. Греческая цивилизация. Империя Александра Македонского. Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
2.7. Древний Рим и Карфагенская держава.Эволюция римской государственности Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
2.8. Древний Рим и Карфагенская держава.Эволюция римской государственности Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
2.9. Индия и Дальний восток в древности Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
Раздел 3. Средние Века
3.1. Крушеие Античного мира. Великое переселение народов. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
3.2. Крушеие Античного мира. Великое переселение народов. Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
3.3. Раннефеодальные государства. Государство франков Лекции 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
3.4. Политические системы развитого феодализма Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
3.5. Политические системы развитого феодализма Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.4
3.6. Восточная Римская империя в Средние века Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.4
3.7. Восточная Римская империя в Средние века Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.4
3.8. Складывание государства у восточных славян. Киевская Русь. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.9. Складывание государства у восточных славян. Киевская Русь. Сам. работа 1 3
3.10. Феодальная раздробленность на Руси Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.11. Феодальная раздробленность на Руси Сам. работа 1 2
3.12. Россия как централизованное государство Лекции 1 2
3.13. Россия как централизованное государство Сам. работа 1 4
Раздел 4. Развитие стран Востока в Средние века
4.1. Мусульманские и "кочевые" империи Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
4.2. Мусульманские и "кочевые" империи Сам. работа 1 2
4.3. Индия и Дальний восток в средневековье Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
4.4. Индия и Дальний восток в средневековье Сам. работа 1 2
4.5. Турки-Османы и их государство. Натиск на запад. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
4.6. Турки-Османы и их государство. Натиск на запад. Сам. работа 1 2
Раздел 5. Политическая история Нового времени
5.1. Формирование национально-абсолютистских государств в Европе и Азии. Общие тенденции и различия Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.3
5.2. Формирование национально-абсолютистских государств в Европе и Азии. Общие тенденции и различия Сам. работа 1 3
5.3. Колониализм и колониальные империи Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.3
5.4. Колониализм и колониальные империи Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л1.3
5.5. Реформация и Буржуазные революции в Европе Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.3
5.6. Реформация и Буржуазные революции в Европе Сам. работа 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.3
5.7. Формирование Абсолютистского государства в России Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.8. Формирование Абсолютистского государства в России Сам. работа 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.9. Индия и Дальний восток в новое время. Политика изоляционизма. Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Период промышленной революции и становление капитализма
6.1. Революции и Национально-освободительные войны в Европе и Америке. Республика как новый тип государства Практические 1 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.3, Л1.3
6.2. Революции и Национально-освободительные войны в Европе и Америке. Республика как новый тип государства Сам. работа 1 3 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.3, Л1.3
6.3. Наполеоновские войны и складывание Венской мировой системы Лекции 1 2
6.4. Наполеоновские войны и складывание Венской мировой системы Сам. работа 1 2
6.5. Священный союз и период реакции в Европе и России. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.3
6.6. Священный союз и период реакции в Европе и России. Сам. работа 1 4
6.7. Формирование капиталистического общества. Создание национальных государств современного типа. Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.3, Л1.3
6.8. Формирование капиталистического общества. Создание национальных государств современного типа. Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.3, Л1.3
6.9. Массовизациия политики. Первая волна демократизации Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.3, Л1.3
6.10. Массовизациия политики. Первая волна демократизации Сам. работа 2 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.3, Л1.3
6.11. Внешнеполитические кризисы второй половины 19 в. Восточный вопрос. Практические 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
6.12. Внешнеполитические кризисы второй половины 19 в. Восточный вопрос. Сам. работа 2 4
6.13. Кризис традиционных государств Востока и попытки выхода из него. Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 7. Империализм и первая мировая война
7.1. Оформление "Великих держав" и борьба за передел колониальных владений. Практические 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.2. Оформление "Великих держав" и борьба за передел колониальных владений. Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.3. Авторитарная модернизация и военные режимы в странах востока Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
7.4. Первая мировая война Практические 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.5. Первая мировая война Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.6. Революции в странах-участниках войны. Версальская мировая система. Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.7. Революции в странах-участниках войны. Версальская мировая система. Сам. работа 2 6
Раздел 8. Мир в межвоенный период и Вторая мировая война
8.1. Послевоенные политические системы в Европе и США. Социалистическая модель государства. Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
8.2. Послевоенные политические системы в Европе и США. Социалистическая модель государства. Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
8.3. Формирование тоталитарных и авторитарных политических систем в Европе Практические 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.3
8.4. Борьба за создание национальных государств в странах востока Сам. работа 2 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.3
8.5. Вторая мировая Война. Роль СССР в ней. Практические 2 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
8.6. Вторая мировая Война. Роль СССР в ней. Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
Раздел 9. Послевоенная система мира
9.1. Потсдамская система мира. Роль международных организаций. Практические 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.3
9.2. Потсдамская система мира. Роль международных организаций. Сам. работа 2 4
9.3. Страны «народной демократии». Политические модели соцлагеря. Вторая волна демократизации. Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
9.4. Страны «народной демократии». Политические модели соцлагеря. Вторая волна демократизации. Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
9.5. Биполярная система мира. СССР и США как сверхдержавы. Практические 2 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
9.6. Деколонизация и обретение независимости странами Азии и Африки. Сам. работа 2 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 10. Распад соцлагеря.
10.1. Распад социалистического лагеря и "третья волна демократизации". Лекции 2 4 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
10.2. Распад социалистического лагеря и "третья волна демократизации". Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету и экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нефедов С. А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока : М.: Издательский дом «Территория будущего» // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/85012/, 2008
Л1.2 Некрасова, М. Б. Отечественная история : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6.
Л1.3 Питулько Г.Н. - Отв. ред. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.4 Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Леклерк А. Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: Москва: Альпина Паблишер, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 В. Л. Хейфец, Р. В. Костюк, Н. А. Власов, Н. С. Ниязов История новейшего времени : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1DE66103-FB13-4D77-B76C-1621AB4EE441.
Л2.4 сост. Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVIIвв.:сборник документов: пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России histrf.ru
Э2 Всеобщая история www.istoriia.ru
Э3 Политическая история России и зарубежных стран, 1 семестр. portal.edu.asu.ru
Э4 Политическая история России и зарубежных стран, 2 семестр. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.