МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика редактирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., Проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика редактирования

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.предоставить студентам начальные сведения о структуре текста и методиках его редактирования,
познакомить с основными приемами работы редактора над авторским текстом,
выработать начальные навыки редакторского анализа текстов различной стилистической направленности,
способствовать овладению студентами теоретическими основами и профессиональными приемами редакторской работы над текстом при подготовке его к публикации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ОПК-6 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3 владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые методы и приемы редакторского анализа различных типов текстов на русском языке; базовые способы решения стандартных задач профессиональной редакторской деятельности на основе владения информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований; существующие отечественные методики анализа языковых фактов и текстов в области литературного редактирования с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
3.2.Уметь:
3.2.1.на профессиональном уровне применять полученные знания для создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; решать базовые стандартные задачи профессиональной редакторской деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; пользоваться основными отечественными методиками анализа языковых фактов и текстов в области литературного редактирования с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.на профессиональном уровне русским языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами редакторского анализа различных типов текстов устной и письменной коммуникации на данном языке; базовыми современными информационными технологиями сбора и анализа фактов, составляющих основу современной теории и практики редактирования для решения задач профессиональной редакторской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; знаниями методики анализа языковых фактов и текстов в области литературного редактирования , обобщенными в исследованиях отечественных лингвистов, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и практика редактирования как прикладная учебная дисциплина
1.1. Редактирование как процесс. Редакторский анализ и его особенности. Психологические предпосылки редактирования (история и современное состояние) Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2
1.2. Роль психологической установки в процессе редактирования. Коммуникативные особенности процесса редактирования Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6
1.3. Пределы вмешательства редактора в авторский текст. Условия правки текста Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л2.1, Л1.1
1.4. Техника чтения как основа редактирования. Виды чтения, используемые при редактировании Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6
1.5. Теория и практика редактирования как прикладная учебная дисциплина Сам. работа 6 24 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Текст как объект редакторского анализа, единицы текста, методики анализа
2.1. Важнейшие характеристики текста и его определение с позиций редактирования Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
2.2. Структура текста и подходы к ее анализу Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
2.3. Текст как запечатленная речь. Филологические методики анализа текста. Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2
2.4. Текст как запечатленная мысль Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2
2.5. Текст как композиционное и рубрикационно-графическое единство Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2
2.6. Методы и приемы поуровнего анализа текста Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2
2.7. Текст как объект редакторского анализа, единицы текста, методики анализа Сам. работа 6 36 ОПК-5, ОПК-6
Раздел 3. Техника редакторской правки и ее виды
3.1. Методики редактирования авторского материала Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2
3.2. Виды правки. Основные корректорские знаки Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2
3.3. Работа редактора над фактическим материалом рукописи Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2, Л1.1
3.4. Функции фактического материала в тексте. Ответственность редактора за точность и достоверность фактического материала Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2, Л1.1
3.5. Приемы проверки фактического материала Практические 6 2 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2, Л1.1
3.6. Техника редакторской правки и ее виды Сам. работа 6 18 ОПК-5, ОПК-6 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы (к зачету, экзамену, тесту)

1.Редактирование, редактор, корректура, анализ произведения, редакторский анализ.
2.Текст, структура текста, единицы текста. Виды редакторского анализа по единицам текста.
3.Смысловой анализ текста. Виды смыслового анализа. Приемы смыслового анализа (свертывание, ключевые слова, доминанта). Антиципация и реципация.
4.Текст как объект редакторского анализа.
5.Текст как запечатленная мысль. Единицы текста и виды анализа смыслового содержания текста.
6.Текст как запечатленная мысль, логические основы редактирования.
7.Материально выраженные сигналы логической связи в тексте, алгоритм нахождения материально выраженных связей.
8.Текст как запечатленная мысль. Материально не выраженные сигналы логической связи в тексте, алгоритм нахождения материально не выраженных связей.
9.Текст как запечатленная мысль. Правила соотношения логически связанных звеньев текста.
10.Текст как запечатленная речь. Единицы речи. Приемы работы редактора с языком и стилем рукописи.
11.Текст как запечатленная речь. Понятие языковой аномалии. Классификация языковых аномалий Ю.Д. Апресяна.
12.Текст как запечатленная речь. Роль первоначального восприятия в поиске текстовых аномалий. Типы текстовых аномалий.
13.Текст как запечатленная речь. Алгоритм работы редактора над языком и стилем рукописи (методика Б.С. Мучника).
14.Текст как запечатленная речь. Требования к редакторскому анализу языка и стиля рукописи.
15.Текст как запечатленная речь. Приемы, помогающие устранить распространенные ошибки в языке и стиле текста (методика А.Э. Мильчина).
16.Структура текста. Текст как композиционное и рубрикационно-графическое единство.
17.Текст как композиционное единство. Понятие композиции, виды композиционного развертывания.
18.Текст как композиционное единство. Композиция и структурно-логическое содержание текста.
19.Текст как композиционное единство. Понятие «нулевого» уровня композиции. Трансформационные факторы и типы композиционного развертывания «нулевого» уровня композиции.
20.Текст как композиционное единство. Требования к композиции. Единство композиции и логической организации текста.
21.Текст как композиционное единство. Редакторские приемы работы редактора над композицией рукописи.
22.Составление плана как прием работы редактора над композицией текста. Виды планов и способы их составления.
23.Заголовок как элемент композиционной структуры текста, функции и типы заголовков.
24.Редакторские приемы работы редактора над композицией рукописи. Работа редактора над заголовком, начальными и конечными фразами текста.
25.Текст как композиционное единство. Типичные недостатки композиции авторского материала (рукописи).
26.Требования к редакторскому анализу и виды правки.
27.Правка-вычитка.
28.Правка-сокращение. Способы сокращения авторского текста.
29.Правка-переделка.
30.Правка-обработка.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ПРилоджение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ПРилоджение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Сбитнева Литературное редактирование: История. Теория. Практика.: учебное пособие М.: Флинта, 2011
Л1.2 А. Э. Мильчин Методика редактирования текста: учеб. для вузов М.: Логос, [2005]
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Одинцов В.В. Стилистика текста. : учеб. пособие М.: Издательство ЛКИ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э5 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э6 Курс "Теория и практика редактирования" в системе Moodle АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартное программное обеспечение, имеющееся в распоряжении АлтГУ
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс сочетает в себе лекционный (теоретический) материал, представленный по основным базовым темам, предлагаемый студентам частично – на самостоятельное изучение, частично – в ходе практических занятий. Курс имеет ярко выраженную прикладную направленность. Его целью является знакомство студентов с приемами работы редактора над текстом рукописи.
2. Для выполнения домашних заданий необходимо использовать список литературы и источников.
3. Задания к практическим занятиям организованы по следующей схеме: тема занятия, вопросы для обсуждения на занятии, литература для конспектирования и реферирования, упражнения для отработки теоретического материала темы и выработки навыков редакторского анализа.
4. Самостоятельные зачетные работы выполняются аудиторно. Для студентов, по какой-либо причине пропустивших самостоятельную зачетную работу, задания к ней выставляются дополнительно в период, следующий после даты аудиторной самостоятельной работы.
5. Освоение курса предполагает выполнение творческих и индивидуальных заданий.
6. Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум:
1) посещение практических занятий и выполнение всех самостоятельных аудиторных работ;
2) выполнение итоговых зачетных работ (аудиторно или внеаудиторно в случае уважительной причины пропуска);
3) участие в обсуждении теоретических вопросов по теме прочитанного научного источника (см. список для реферирования);
4) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию;
5) теоретический зачет в виде устного опроса.