Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 24 | 18 | 24 |
Практические | 18 | 12 | 18 | 12 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Цель курса - является формирование у магистрантов представления об истории становления и развития общественно-политической мысли народов Китая. Курс ориентирован на углубленное ознакомление магистрантов-регионоведов с той частью традиционного философского наследия восточных обществ, которая помогает понять современные общественно-политические и идейно-философские процессы как на Востоке, так и на Западе. В ходе изучения классического традиционного наследия Востока, студент-магистрант получает возможность войти в русло современной полемики о философских вопросах синтеза и диалектической борьбы восточного и западного идейно-философского наследия, актуализированной, прежде всего, в социально-политической проблематике. Задачи курса: выявить основные этапы формирования политической мысли народов КНР, дать их характеристику; сформировать глубокие знания в области истории развития политических идей и учений в разных культурно-цивилизационных сферах; показать, что обращение к идейному наследию прошлого важно не только с точки зрения обогащения наших представлений о том, что было, но и для правильного понимания того, что есть сегодня и что может быть завтра; стимулировать процесс переработки получаемых знаний в самостоятельные убеждения студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | оосновные факторы формирования и этапы развития социально-политической мысли народов КНР и ее комплексную характеристику |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять основные институты политической системы КНР, выделять признаки традиционной политической культуры населения КНР и определять их роль на современный политический процесс |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | полученными знаниями для решения практических и исследовательских задач в области страноведения Китая |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Традиционная социально-политическая мысль стран Востока | ||||||
1.1. | Особенности цивилизационного развития Востока иих взаимосвязь в формированием и развитием общественно-политической мысли | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Политические и социально-экономические особенности формирования общественно-политической мысли народов Востока | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Тема 2. Становление социально-политических концепций в Древнем Китае. | ||||||
2.1. | Внутриполитические и внешнеполитические факторы формирования и развития социально-политических концепций народов Древнего Китая. Роль конфуцианства, даосизма и буддизма в данном процессе. | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Становление и развитие социально-политических концепций Древнего Китая | Практические | 2 | 0 | ||
Раздел 3. Тема 3. Развитие политической и социальной мысли народов Китая в средневековый период. | ||||||
3.1. | Неоконфуцианство в политической и социальной мысли народов Китая в позднее средневековье | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Трактат Ли Гоу как пример неконфуцианской мысли средневекового Китая | Практические | 2 | 0 | ||
Раздел 4. Тема 4. Основные факторы и направления развития общественно-политической мысли Китая в период его превращения в полуколонию (вторая половина XIX - начало ХХ в.) | ||||||
4.1. | Реформаторскоет двм\ижение общественно-политической мысли Китая вьторая а\полровина XIX - начало XX в. | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Сунь Ятсен и революционное направление общественно-политической мысли Китая. | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Реформаторское и революционное общественно-идеологические движения в Китае во второй половине XIX – начале ХХ в. | Практические | 2 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Реформаторское и революционное общественно-идеологические движения в Китае во второй половине XIX – начале ХХ в. | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Тема 5. Политическая мысль Китая в межвоенный период (20-30 гг. ХХ в.) | ||||||
5.1. | Политическая мысль Китая в межвоенный период (1911 – 1949 г.). | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Формирование политической системы Китайской республики в межвоенный период | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Эволюция политических взглядов лидеров партии Гоминдан (1911 – 1949 г.). | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Тема 6. Маоизм как общественно-политическая идеология. | ||||||
6.1. | Теоретические аспекты маоизма | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Взгляды Мао Цзэдуна. | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Тема 7. Китай на пути политической и экономической модернизации. Буржуазно-либеральные идеи КНР и их «китайская специфика». | ||||||
7.1. | Китай на пути политической и экономической модернизации. Буржуазно-либеральные идеи КНР и их «китайская специфика» | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Политическая модернизация в КНР и западные модели либеральной демократии | Практические | 2 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Подготовка к семинару в формате "круглого стола" | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Тема 8. Центральная Азия в постсоветский период: идеология политической и социально-экономической модернизации | ||||||
8.1. | Центральная Азия в постсоветский период: идеология политической и социально-экономической модернизации. 1. Процессы суверенизации в постосвесткой Центральной Азии. 2. Общенациональные идеологии в государствах постосветской Центральной Азии. 3. Коммунистическая идеология. 3. Идеология буржуазных преобразований и формирования рыночного сектора экономики | Лекции | 2 | 0 | ||
8.2. | Подготовка в зачету | Сам. работа | 2 | 24 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
8.3. | Подготовка исследовательской работы «Формирование и развитие идеологии национально-освободительного движения в Китае» | Сам. работа | 2 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном обьеме материалы текущего контроля и промежуточной аттестации расположены в ЭУМК на Образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=926 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Развитие социально-политической мысли в Древнем Китае. 2. Концепция государства и правителя в неоконцуфианской правовой мысли. 3. Проблемы человека и общества в социально-политической мысли конфуцианства 4. Социально-утопическая философия Кан Ювэя. 5. Концепция государства в идеологии национально-освободительного движения. 6. С. Ятсен и три народных принципа. 7. Коммунистическая идеология. Китай в период Мао Цзэдуна. 8. Китай на пути политической и экономической модернизации. Буржуазно-либеральные идеи КНР и их «китайская специфика». 9. Коммунистическая идеология в КНР на современном этапе Роль КПК в общественно-политической жизни страны. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. | ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2020 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Мухаев Р. Т. | ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ (С ХРЕСТОМАТИЕЙ НА CD) 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2020 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю. А. Лысенко | Политическая система и культура КНР [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | ЭУМКД "Социально-политическая мысль народов Восточной и Центральной Азии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |