МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология литературоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 107
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 12 12
Практические 20 20 14 14 34 34
Сам. работа 80 80 27 27 107 107
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
д.фил.н., профессор, Гребнева М.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и методология литературоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.ф.н. Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доцент, к.ф.н. Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение новых теоретических сведений; освоение различных методик анализа художественного текста; использование полученных сведений и освоенных методик в самостоятельной научной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные литературоведческие школы и их выдающихся представителей; концепции изучаемых литературоведов
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленять наиболее важные моменты литературоведческих концепций; сравнивать точки зрения представителей как одной литературоведческой школы, так и разных литературоведческих школ; различать методические приемы, используемые литературоведами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.совокупностью разнообразных методических приемов, предназначенных для самостоятельной научной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в историю и методологию литературоведения Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.2. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 10 Л1.2
Раздел 2. Мифологическая школа
2.1. А.Н. Афанасьев – представитель мифологической школы Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.2. Е.А. Мелетинский и традиции мифологической школы Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Зарубежная мифологическая школа Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 20
Раздел 3. Психологическая школа
3.1. А.А. Потебня – представитель психологической школы Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.2. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 23 Л1.2
Раздел 4. Социологическая школа
4.1. Социологическая школа и В.Н. Фриче Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Культурно-исторический метод
5.1. Культурно-исторический метод Д.С. Лихачева Практические 1 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
5.2. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 10 Л1.2
Раздел 6. Постструктуралистский метод Ю.М. Лотмана
6.1. «Культура и взрыв» Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
6.2. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века)» Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
6.3. «Сотворение Карамзина» Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2
6.4. Написание реферата Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.1
6.5. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 11 Л1.1
6.6. Формальный метод П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.7. Структурно-функциональный метод В.Я. Проппа Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.8. Б.А. Успенский История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.9. С.С. Аверинцев Авторство и авторитет Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.10. Феноменологический метод М. Хайдеггер Время и бытие Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.11. Р. Ингарден Исследования по эстетике Двумерность структуры литературного произведения Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.12. Герменевтический метод Г. Г. Гадамер О круге понимания Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.13. Рецептивная эстетика Х. Р. Яусс Средневековая литература и теория жанров Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.14. Р. Барт Миф сегодня Практические 2 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2
6.15. Сам. работа 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Погребная Я.В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2011 e.lanbook.com
Л1.2 Хрящева Н.П. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения: М: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов: Минск: Харвест, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www. lib. asu. ru
Э2 история и методология литературоведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.


2. Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).