Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 15 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 20 | 16 | 16 | 16,5 | 21,5 | 13 | |||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 16 | 16 | 18 | 18 | 16 | 16 | 18 | 18 | 16 | 16 | 18 | 18 | 16 | 16 | 118 | 118 |
Сам. работа | 20 | 20 | 162 | 162 | 20 | 20 | 126 | 126 | 20 | 20 | 18 | 18 | 56 | 56 | 422 | 422 |
Итого | 36 | 36 | 180 | 180 | 36 | 36 | 144 | 144 | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 | 540 | 540 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Дать навыки научной работы: сбор и анализ научной литературы, критика источников, ранжирование информации, написание нучного текста, оформление категориально-ссылочного аппарата, выступление на конференции, публичные дебаты. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1 |
ОК-6 | владение базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, способностью свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве; базовыми методами и технологиями управления информацией, включая использование программного обеспечения для ее обработки, хранения и представления |
ОК-10 | способность творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности |
ОК-11 | способность к самоорганизации и самообразованию |
ОПК-8 | способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации |
ОПК-9 | способность владеть основами методологии научного исследования, самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах |
ОПК-13 | способность владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы |
ОПК-18 | способность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
ПСК-1 | способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Особеннности научной работы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Работать с научными текстами, презентовать свои научные изыскания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Научной работы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научная работа в университете | ||||||
1.1. | Особенности научных исследований: выбор тематики | Практические | 1 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Поиск литературы по заданной теме: отчет | Практические | 1 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Библиографическое описание (ГОСТ 7.1–2003): отчет | Практические | 1 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Доклад по теме: публичное выступление | Практические | 1 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Поиск литературы и документов по выбранной теме, подготовка к докладу | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Научные конференции: типы и виды | Практические | 2 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Научное сообщество и способы знакомства с научными исследованиями | Практические | 2 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Курсовая работа: структура и содержание | Практические | 2 | 6 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.9. | Доклады по теме: выступление на конференции | Практические | 2 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.10. | Подготовка к курсовой работе | Сам. работа | 2 | 122 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.11. | Подготовка к докладу | Сам. работа | 2 | 40 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.12. | Роль источниковедческой базы в научной работе | Практические | 3 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.13. | Критика источников как важный элемент профессиональной и научной деятельности | Практические | 3 | 6 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.14. | Типы и види источников в региональных исследованиях | Практические | 3 | 6 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.15. | Подготовка источниковой базы исследования | Сам. работа | 3 | 20 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.16. | Научные работы: тезисы, аннотации, статьи, монографии, обзоры, диссертации | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.17. | Научная статья: структура и типология | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.18. | Особенности презентаций докладов и научных статей | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.19. | Курсовая работа: отчет о проделанной работе | Практические | 4 | 6 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.20. | Поготовка курсовой работы | Сам. работа | 4 | 126 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.21. | Научная этика | Практические | 5 | 8 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.22. | Правовая ответственность за плагиат | Практические | 5 | 8 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.23. | Углубленное изучение выбранной темы, подготовка отчета о проделанной работе, доклад | Сам. работа | 5 | 20 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.24. | Практикоориентированные исследования | Практические | 6 | 6 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.25. | Поиск актуальной информации на китайском языке | Практические | 6 | 6 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.26. | Аналитические обзоры (включая историографию проблемы) | Практические | 6 | 6 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.27. | Подготовка к курсовой работе | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.28. | Выпускная квалификационная работа | Практические | 7 | 16 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.29. | Подготовка материалов к написанию и защиты ВКР | Сам. работа | 7 | 56 | ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Полный перечень практических заданий представлен в итоговом тесте по дисциплине, размещенном в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1058 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Хань Юй – первый мыслитель китайского возрождения. Вклад В.М. Алексеева в изучение китайской словесности и литературы. Становление и развитие китайской историографии в эпоху древности (Сыма Цянь, Бань Гу, Фань Е). Развитие европейской синологии: основные центры, школы и представители. Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан. Формирование беллетристической традиции в китайской литературе. Роль буддизма. Музеи и музейное дело в КНР. Сложение теократического государства в Тибете. Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в. Русско-джунгарские отношения в первой половине XVIIIв. Русско-китайские торговые отношения в Центральной Азии в XIXв. Русско-китайское погранично-территориальное разграничение в XIX в.: этапы и их содержание. Монгольский и Урянхайский вопросы в советско-китайских отношениях. Борьба монгольского народа за независимость в начале XX в. и политика России. Внешняя политика Китая в годы Второй мировой войны. История КПК. Реформа КПК 1990-х годов. Система управления регионами КНР. Экономическое развитие регионов КНР. Современные политические процессы в Китае. Биография Си Цзиньпина. Институт губернаторов Китая. Официальный стиль в китайском языке. Современное образование в КНР Государственная служба КНР. Национальная политика КНР Трансформация политической системы КНР в 60–80-е гг. XXв. Культурная революция в КНР Российская православная духовная миссия в Пекине Материальная культура китайского народа Особенности духовной культуры китайского народа Политический портрет генсека КПК Ху Цзиньтао Юань Шикай в событиях Синьхайской революции 1911 — 1912 гг. в Китае Роль китайских хуацяо в экономике стран Юго-восточной Азии (80-е гг. XX — начало XXI в.) «Древность на службе современности: политико-идеологические кампании в КНР в 1950-е гг. Роль Г. Киссинджера в становлении и развитии американо-китайских отношений в 1970-е гг. Правовое и социальное оформление института часного предпринимательства в КНР 1980-е гг — начало XXI в. Внешнеполитический курс Си Цзиньпина Еврейская община в Китае: прошлое и настоящее. Интересы и политика Китая на Ближнем Востоке (начало XXI века) Хуацяо в период «холодной войны» Политика КНР в Арктике Китайский национализм и внешняя политика Китая Сотрудничество РФ и КНР в военной сфере: возможности и ограничения Лю Сяобо: жизнь китайского диссидента |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Неумоева-Колчеданцева Е. В. | ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова | Введение в регионоведение: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Байбородова Л.В. | Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л2.2 | Сибагатуллина А. М. | Организация проектной и научно-исследовательской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ПГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека | |||
Э2 | . uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова | |||
Э3 | http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 - ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Дата введения: 01.01.2009. | |||
Э4 | http://www.dergachev.ru/ - аналитический и образовательный портал. Институт геополитики проф. В. Дергачева. Материалы по геополитике, регионоведению, методологии | |||
Э5 | Курс на Moodle "Спецсеминар " | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курсовая работа представляет собой предусмотренное учебным планом и программой подготовки по направлению самостоятельное научное исследование актуальной в научном и политическом отношении проблемы. Тематика курсовых работ соответствует содержанию фундаментальных и специальных дисциплин и отражает требования ФГОС к формируемым в процессе научно-исследовательской работы студента компетенциям. Кафедра востоковедения в начале учебного года представляет примерный список тем, из которых студент выбирает свою тему, руководствуясь собственными интересами и рекомендациями научного руководителя. Исследование по выбранной теме осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры научного руководителя) на протяжении всего учебного года и завершается оформлением его результатов в виде цельного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиям ГОСТ. Промежуточные научные результаты студент представляет в виде сообщений на занятиях спецсеминара. Исследование по теме курсовой работы осуществляется последовательно, проходя следующие этапы: (1) выбор темы, (2)формирование информационной базы, подбор источников и специальной научной литературы, (3) разработка плана/структуры основной части работы с проектами названий глав и их разделов, (4) систематизация и критический анализ материала источников и исследований, (5) написание текста основной части, введения и заключения, (6) окончательное оформление текста и научного аппарата (сносок, списка источников и литературы), (7) представление курсовой работы научному руководителю. Структура курсовой работы имеет универсальный для научного исследования любого уровня характер и включает введение, основную часть (главы и разделы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения и иллюстрации (при необходимости). Во Введении предусматриваются следующие обязательные структурные элементы: (1) постановка проблемы и обоснование ее актуальности, (2) объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, (3) систематизированный обзор источников и научно литературы по теме, промежуточный вывод о степени изученности проблемы, (4) краткая характеристика структуры – глав и разделов. При распределение материала между главами рекомендуется избегать диспропорций и исходить из принципа соответствия структуры основной части поставленным задачам. Цель и задачи исследования должны быть реализованы в основном изложении и сформулированы в виде обобщений и выводов в Заключении. Важнейшим направлением работы является поиск, подбор и критический анализ источников по избранной теме с учетом ее специфики и степени доступности самих источников. При формировании информационной базы работы обязательно проконсультироваться с научным руководителем. При этом следует использовать сложившиеся универсальные принципы систематизации источников (по основным группам) и источниковедческого анализа с учетом специфики конкретной научной проблемы. Самостоятельный поиск и обработка первоисточников и научной литературы является обязательным профессиональным навыком, формирование которого предусмотрено требованиями ФГОС, и важнейшим критерием оценки научно-исследовательской работы студента. Важным критерием оценки курсовой работы также является его соответствие стилистическим требованиям к научному тексту: работа должна быть написана академическим языком, научные термины должны корректно использоваться и соответствовать теме по смыслу, при цитировании обязательны кавычки, при непрямом цитировании других авторов или первоисточников обязательны ссылки. Плагиат недопустим. При редактировании текста необходимо ориентироваться на замечания и рекомендации научного руководителя. Требования к объему курсовой работы определяются кафедрой востоковедения и уровнем исследовательской работы – в зависимости от года и формы обучения. |