МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Органическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. хим. наук, доцент, Колосов П.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Органическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение теоретических знаний, основных понятий и законов, связывающих со строением и свойствами органических соединений, механизмов химических процессов, а также возможностей использования органических соединений в различных отраслях народного хозяйства, познание принципов и основ химии живой материи.
сформировать теоретические знания об особенностях строения органических соединений в рамках теории химического строения А.М. Бутлерова; научить основным способам получениями и подходам к синтезу органических соединений; научить установливать взаимосвязь между строением органических соединений и их физическими и химическими свойства. Сформировать теоретические знания об основных типах механизмов органических реакций и методам их установления; дать представление о многообразии органических соединений и распространенности их использования в быту и промышленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью работать самостоятельно
ОК-10 способностью к познавательной деятельности
ПК-22 способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об электронном влиянии атомов в молекуле и реакционной способности соединения в зависимости от его строения
о составе, строении и свойствах органических веществ – представителей основных классов органических соединений
об основных сферах применения органических веществ различных классов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать некоторые методы получения основных классов органических веществ; правила номенклатуры (ИЮПАК, рациональной) и уметь называть органические соединения; зависимость физических и химических свойств веществ от типа химических связей и условий реакций; правильно использовать реактивы для проведения опытов; принципы и основы химии живой материи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техники проведения химических экспериментов по изучению физико-химических свойств идентификации важнейших классов органических соединений; техники безопасного эксперимента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы органической химии
1.1. Теоретические основы органической химии Лекции 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Теоретические основы органической химии Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Очистка твердых веществ кристаллизацией Лабораторные 3 6 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Вводное занятие. Техника безопасности в лаборатории Лабораторные 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Очистка жидких веществ перегонкой Лабораторные 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Теоретические основы органической химии Сам. работа 3 6 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов
2.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Лекции 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Сам. работа 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов
3.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Лекции 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Лабораторные 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Сам. работа 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов
4.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Лекции 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Лабораторные 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Сам. работа 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров
5.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Лекции 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Лабораторные 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Сам. работа 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений
6.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Лекции 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Лабораторные 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Сам. работа 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот
7.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Лекции 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Лабораторные 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Сам. работа 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений
8.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Лекции 3 1 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Лекции 3 1 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Практические 3 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Лабораторные 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.5. Качественный элементный анализ органических соединений. Идентификация органических соединений Лабораторные 3 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.6. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Сам. работа 3 8 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Л. Нам ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ : Учебник М. : Издательство Юрайт, 2016 urait.ru
Л1.2 И. И. Грандберг, Н. Л. Нам Органическая химия : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 / Н. Л. Нам ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ: Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru
Л2.2 Ю. С. Шабаров Органическая химия : учебник СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э5 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э6 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э7 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э8 http://www.chem.port.ru/
Э9 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э10 http://www.poiskknig.ru
Э11 Курсы в Moodle "Органическая химия" (Техносферная безопасность) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение