МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника чтения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Техника чтения

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Техника чтения» является прикладной по своему характеру, практической по цели лингвистической дисциплиной, относящейся к вариативной части учебного цикла филологических дисциплин. Она призвана познакомить студентов с различными методиками обучения эффективному (быстрому) чтению, помочь студентам овладеть теоретическими основами эффективного чтения, направленными на повышение эффективности процессов восприятия, понимания, интерпретации и чтения текстов разной стилевой принадлежности, а также приобрести практические навыки, обусловленные овладением системой правил, закрепленных специальным комплексом упражнений, направленных на ускорение интеллектуальных процессов, связанных с приемом и переработкой информации в процессе чтения.
Задачи дисциплины: помочь через познание теории овладеть практикой эффектив-ного чтения, способствовать повышению общекультурной и филологической грамотности обучаемых, научить варьированию процесса и скорости чтения в зависимости от вида и типа текста. Изучение методики эффективного направлено на воспитание стилистического чутья, развитие антиципации (читательского прогноза), овладение умениями и навыками эффективной обработки получаемой информации в процессе чтения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовыеосновные правила и приемы техники чтения.
использовать навыки, полученные в ходе освоения курса техники чтения, в собственной научно-исследовательской деятельности.
необходимыми навыками техники чтения для освоения для проведения под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области обучения технике чтения применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1. использовать базовые навыки, полученные в ходе освоения курса техники чтения, в собственной научно-исследовательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения базовыми навыками техники чтения для освоения для проведения под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области обучения технике чтения применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в технику эффективного чтения.
1.1. Введение в технику эффективного чтения. Знакомство с методиками. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Методика программы «Доминанта – 2000» (О.А. Андреев, Л.Н. Хромов): общая характеристика.
2.1. Методика «Доминанта – 2000»: общая характеристика. Способы чтения. Недостатки традиционных методов чтения Практические 3 4 ПК-1 Л1.1
2.2. Понятие регрессии Практические 3 4 ПК-1 Л1.1
2.3. Методика программы «Доминанта – 2000» (О.А. Андреев, Л.Н. Хромов): общая характеристика. Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1
Раздел 3. Понимание текста как основа его интерпретации.
3.1. Функции мозга. Понятие интегрального алгоритма чтения. Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Понимание текста. Дифференциальный алгоритм чтения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Артикуляция и чтение. Приемы подавления артикуляции. Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Понимание текста как основа его интерпретации. Сам. работа 3 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Движение глаз при чтении. Понятие периферического зрения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Роль внимания и памяти при чтении.
4.1. Способы организации внимания в процессе чтения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1
4.2. Роль памяти в процессе чтения. Практические 3 2 Л1.1
4.3. Методика эффективного чтения и ее роль в процессе интеллектуального развития человека. Практические 3 4 ПК-1 Л1.1
4.4. Роль внимания и памяти при чтении. Сам. работа 3 15 ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Особенности и недостатки традиционных методов чтения.
2.Первое правило эффективного чтения.
3.Понятие алгоритма.
4.Три функциональных блока мозга и их функции.
5.Содержание интегрального алгоритма чтения.
6.Второе правило эффективного чтения.
7.Сущность и приемы понимания текста.
8.Значение и смысл.
9.Содержание дифференциального алгоритма чтения.
10.Третье правило эффективного чтения.
11.Понятие внутренней речи и методика ее подавления. Приемы выстукивания ритма для подавления артикуляции.
12.Четвертое правило быстрого чтения.
13.Зрительное восприятие текста. Понятие периферийного зрения.
14.Метод штурма и его суть.
15.Пятое правило эффективного чтения.
16.Виды внимания и причины невнимательности.
17.Параметры внимания.
18.Виды упражнений для тренировки навыков эффективного чтения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотарева К. В. Индивидуальные особенности внимания: монография М.: Лаборатория книги // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» , 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях: учеб. поосбие М.: Знак // ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 Курс "Техника чтения" в системе Moodle АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.google.ru – поисковая система google
www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для получения необходимых навыков по освоению курса необходимо посещать аудиторные задания; выполнять домашние задания, представленные на Образовательном портале Алтайского государственного университета; заниматься тренингом и выполнять задания по саморазвитию (внимание, память и т.под).
Зачет ставится по совокупности выполненных индивидуальных, домашних заданий,выполнения тестовых и аудиторных заданий.