МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Органическая химия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 131
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 131 131 131 131
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
канд. хим. наук, доцент, Колосов П.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Органическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение теоретических знаний, основных понятий и законов, связывающих со строением и свойствами органических соединений, механизмов химических процессов, а также возможностей использования органических соединений в различных отраслях народного хозяйства, познание принципов и основ химии живой материи.
сформировать теоретические знания об особенностях строения органических соединений в рамках теории химического строения А.М. Бутлерова; научить основным способам получениями и подходам к синтезу органических соединений; научить установливать взаимосвязь между строением органических соединений и их физическими и химическими свойства. Сформировать теоретические знания об основных типах механизмов органических реакций и методам их установления; дать представление о многообразии органических соединений и распространенности их использования в быту и промышленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: готовностью использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире
ПК-16: способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об электронном влиянии атомов в молекуле и реакционной способности соединения в зависимости от его строения
о составе, строении и свойствах органических веществ – представителей основных классов органических соединений
об основных сферах применения органических веществ различных классов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать некоторые методы получения основных классов органических веществ; правила номенклатуры (ИЮПАК, рациональной) и уметь называть органические соединения; зависимость физических и химических свойств веществ от типа химических связей и условий реакций; правильно использовать реактивы для проведения опытов; принципы и основы химии живой материи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техники проведения химических экспериментов по изучению физико-химических свойств идентификации важнейших классов органических соединений; техники безопасного эксперимента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы органической химии
1.1. Теоретические основы органической химии Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы органической химии Практические 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Очистка твердых веществ кристаллизацией Лабораторные 2 6 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Вводное занятие. Техника безопасности в лаборатории Лабораторные 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Очистка жидких веществ перегонкой Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Теоретические основы органической химии Сам. работа 2 18 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов
2.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Практические 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов
3.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Практические 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Лабораторные 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов
4.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Практические 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Лабораторные 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров
5.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Практические 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений
6.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Практические 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот
7.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Практические 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Сам. работа 2 16 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений
8.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Практические 2 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.5. Качественный элементный анализ органических соединений. Идентификация органических соединений Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.6. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Сам. работа 2 17 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Д. Березин, Д. Б. Березин Органическая химия : учебное пособие для бакалавров часть 1 М. : Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/book/organicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-1-421515
Л1.2 Б. Д. Березин, Д. Б. Березин Органическая химия: учебное пособие для бакалавров часть 2 М. : Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/book/organicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-2-421516
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Каминский Органическая химия в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата ЭБС Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/437748
Л2.2 В. А. Каминский Органическая химия в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата ЭБС Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/437949
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Э2 РГБ Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Э3 БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru
Э4 РНБ Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru
Э5 Научная электронная библиотека РФФИ http://www.elibrary.ru
Э6 Электронная библиотека на сервере химфака МГУ http://www.chem.msu.su
Э7 Библиотеки химической литературы http://www.kge.msu.ru
Э8 Химический портал http://www.chem.port.ru/
Э9 Курсы в Moodle "Органическая химия" (Техносферная безопасность, Биотехнология, Химическая технология) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=537
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.

Методические указания к зачету/экзамену
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом/экзаменом. Подготовка к зачету/экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.