МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Количественные методы в научных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 208
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 6 6 18 18
Практические 12 12 6 6 18 18
Сам. работа 80 80 128 128 208 208
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к. пед. н, доцент, Кравченко Г.В

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н, профессор, Папин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Количественные методы в научных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин А.А., д.ф.-м.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 24.05.2020 г. № 5
Заведующий кафедрой Папин А.А., д.ф.-м.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обоснование целостного и системного понимания вероятностной парадигмы и статистического подхода в описании экспериментальных данных в области психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ПК-36 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты
ПК-37 способностью формулировать выводы по теме научного исследования, готовить отчеты и рекомендации по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и ограничениях математических и статистических методов для решения широкого класса профессиональных задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять стандартные алгоритмы статистического анализа экспериментальных данных;
выбирать адекватные статистические методы в процессе планирования исследования и проведения доказательств выдвигаемых гипотез;
самостоятельно проводить обработку данных с помощью стандартных статистических пакетов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной работы в стандартном статистическом пакете типа SPSS;
интерпретации результатов статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Измерение в психологии. Введение и обобщения.
1.1. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии Лекции 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.2. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 10 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.3. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения Лекции 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.4. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Устный опрос Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.5. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 12 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.6. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Лекции 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.7. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Решение задач Практические 1 4 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.8. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.9. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода. Лекции 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.10. Решение задач Сам. работа 1 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2
1.11. Компьютерные симуляторы Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Анализ распределений. Описательная статистика.
2.1. Случайные величины и способы их описания. Изучение литературы по теме Сам. работа 1 18 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.2. Случайные величины Лекции 1 2
2.3. Описательные статистики Лекции 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.3
2.4. Описательные статистики Сам. работа 1 6 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.5. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Решение задач Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.6. Зачет Практические 1 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.7. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Изучение литературы теме Сам. работа 1 6 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.8. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Лекции 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.9. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Практические 2 1 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.10. Законы распределения вероятностей. Изучение литературы по теме. Составление опорного конспекта Сам. работа 2 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.11. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Решение задач Практические 2 1 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.12. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 2 16 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
2.13. Представление результатов статистической обработки данных в виде отчета Сам. работа 2 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Критерии проверки статистических гипотез.
3.1. Статистические гипотезы и их виды. Статистические критерии и их виды. Составление опорного конспекта. Сам. работа 2 8 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
3.2. Статистические критерии и их виды. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
3.3. Критерии для независимых выборок. U-критерий Манна-Уитни. Т-критерий Стьюдента Практические 2 1 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
3.4. Критерии для связанных выборок. Решение задач Сам. работа 2 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
3.5. Критерии для независимых выборок. Решение задач Сам. работа 2 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Анализ зависимостей. Меры связи.
4.1. Анализ зависимостей. Меры связи. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ Лекции 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
4.2. Анализ зависимостей. Меры связи. Решение задач Сам. работа 2 14 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
4.3. Дисперсионный анализ данных Лекции 2 2 ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
4.4. Дисперсионный анализ данных. Решение задач Практические 2 1 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2
4.5. Решение задач Сам. работа 2 20 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.6. Зачет Практические 2 2 ОК-12, ПК-36, ПК-37 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Прикреплены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
файл в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И. Н. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романко В.К. Статистический анализ данных в психологии: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.3 Андрухаев Х.М. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Бусыгина Н.П. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мастерская «Математические методы в психологии» www.psychology-online.net
Э2 Информационный портал Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология», руководители Митина О.В. и Куравский Л.С. www.it.mgppu.ru
Э3 Ннаучный электронный журнал «Психологические исследования» psystudy.ru
Э4 Научный журнал «Моделирование и анализ данных», Главный редактор – Л.С. Куравский http://psyjournals.ru/mad/
Э5 Journal of Mathematical Psychology (USA) Editor-in-Chief: J. Myung www.journals.elsevier.com
Э6 British Journal of Mathematical and Statistical Psychology Edited By: T.Baguley (ISSN)2044-8317 onlinelibrary.wiley.com
Э7 Количественные методы в научных исследованиях (заочники) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Текущая лицензионная версия статистического пакета SPSS.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине см. в учебном пособии:
Янова Н.Г. "Измерение и прогнозирование в психологии", Азбука, 2017, с.74-95