МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исследование социально-экономических и политических процессов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Исследование социально-экономических и политических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины - формирование у студентов знаний, умений и навыков планирования, организации и проведения исследований социально-экономических и политических процессов. В соответствии с основной целью дисциплины ее задачами являются:
формирование знаний о видах и типах процессов;
выявление специфики различных методов исследования социально-экономических процессов;
раскрытие особенностей изучения конкретных социально-экономических явлений и процессов в современном обществе;
развитие аналитических навыков, использование современных методов исследования, диагностирования и оценки процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях
ПК-6: владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийно-категориальный аппарат, позволяющий описать процесс исследования социально-экономических и политических процессов;
методы исследований социально-экономических и политических процессов: общенаучные и конкретно-предметные;
логические основы системного анализа применительно к исследованиям социально-экономических и политических процессов: формирова-ние целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований;
модели системного анализа, применяемые в исследованиях социально-экономических и политических процессов;
специфику фактологического обеспечения исследований;
сущность и основные методы проведения социологических исследований;
структуру программы и специфику организации социологического исследования;
специфику экспертных методов, методов социометрии, численной оценки.
3.2.Уметь:
3.2.1.-
-
применять понятийно-категориальный аппарат, позволяющий описать процесс исследования социально- экономических и политических процессов
применять методы исследований социально-экономических и политических процессов
применять методы применяемые для разработки материалов по вопросам деятельности государственных и муниципальных служащих
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.На основе полученных теоретико-методологических и методических знаний студенты по окончании курса будет иметь навыки:
- методологии исследования социально-экономических процессов;
- применения методов и конкретных методик прикладных исследований в информационно-аналитическом обеспечении деятельности органов государ-ственной власти и местного самоуправления;
- методов анализа взаимодействия внешней и внутренней социальной среды управления, влияния результатов исследования на эффективность принятия управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
1.1. Социально-экономические и политические процессы как объекты исследования (понятие, виды и типы) Лекции 4 4 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.2. Социально-экономические и политические процессы, их свойства и особенности, классификация. Практические 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.3. Социально-экономические и политические процессы как объекты исследования (понятие, виды и типы) Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.4. Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) Лекции 4 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) Практические 4 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) Лекции 4 4 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.8. Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) Практические 4 4 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.9. Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.10. Социологическое исследование социально-экономических процессов Лекции 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.11. Социологическое исследование социально-экономических процессов Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.12. Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов Лекции 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов Практические 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов Сам. работа 4 8 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах (социометрии, анкетные методы) Лекции 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах (социометрии, анкетные методы) Практические 4 8 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.17. Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.18. Социологическое измерение характеристик социально-экономических процессов (численная оценка) Лекции 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.19. Социологическое измерение характеристик социально-экономических процессов (численная оценка) Сам. работа 4 8 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.20. Фактологическое обеспечение исследований Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.21. Аналитические методы в изучении социально-экономических процессов (эффективность решения) Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
1.22. Аналитические методы в изучении социально-экономических процессов (эффективность решения) Практические 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Технология разработки и реализации социальных исследований

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/1288DEA6-04E7-45A2-B779-C3D1B85C1591
Л1.2 Рой О. М. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8BCD83FF-52C9-46CF-9DE1-8DE6D2F2D6DC
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-nauki-412991
Л2.2 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/438292
Л2.3 Горохов А. В. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9BFFD0B7-B230-4E0B-B503-B6EAE18ADEE3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.wto.org Всемирная торговая организация
Э2 www.worldbank.org Группа Всемирного банка
Э3 www.europa.eu.int Европейский Союз
Э4 www.ig.org Международная финансовая корпорация
Э5 www.imf.org Международный валютный фонд
Э6 www.oecd.org Организация экономического сотрудничества и развития
Э7 www.un.org Организация объединенных наций
Э8 www.cbr.ru Центральный банк РФ
Э9 www.imf.org IMF World Economic Outlook
Э10 www.wto.org International Trade Statistics
Э11 www.intrancen International Trade Center
Э12 www.un.org UN COMTRAGE
Э13 www.worldbank.org World Development Indicators
Э14 Курс в Moodle"Исследование социально-экономических и политических процессов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3250
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.