МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русской литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость35 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2020
Часов по учебному плану 1260
в том числе:
аудиторные занятия 374
самостоятельная работа 670
контроль 216
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 18,5 19 19 18,5 19 15 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 28 30 28 30 20 240 196
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 16 14 14 12 12 134 114
Сам. работа 105 105 105 105 105 105 105 105 69 69 73 73 75 39 49 670 617
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 216 216
Итого 180 180 180 180 180 180 180 180 144 27 144 144 144 144 108 108 1260 1143

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., м.п. гребнева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История русской литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об эстетическом, художественном своеобразии русской литературы, формах ее исторического развития;
знакомство с особенностями историко-культурного и историко-литературного процесса;
понимание сложного характера взаимодействия «своего» и «чужого» в литературном процессе;
знакомство с системой жанров русской литературы, понимание взаимоотношений человека и мира, человека и Бога, формирование у студентов представления об универсальных стилях и художественном методе;
знакомство с эстетикой и поэтикой каждого из литературных направлений, выявивление типологических черт и национального своеобразия;
формирование умения определить в творческом наследии авторов жанры, наиболее ярко выражающие творческую индивидуальность писателя и проследить их развитие в литературном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявить общие закономерности развития разных этапов русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древнерусская литература
1.1. Своеобразие древнерусской литературы Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.2. Особенности древнерусской литературы. Стили в древнерусской литературе Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.3. Владимир Мономах – писатель и герой литературы Киевской Руси Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.4. «Повесть временных лет» как первая русская летопись Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.5. Агиография Киевской Руси Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.6. Ораторская проза Киевской Руси XI-XII вв. Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.7. «Слово о полку Игореве» Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.8. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.9. Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.10. Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.11. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.12. Бытовые повести XVII века Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.13. Сатирические повести XVII века Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
1.14. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 50 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1. Особенности литературного процесса XVIII века. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.2. Сатиры А.Д. Кантемира Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.3. Творчество В.К. Тредиаковского Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.4. Классицизм Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.5. М.В. Ломоносов Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.6. Поэтика жанра торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (на примере «Оды Елизавете Петровне» 1747 г.). Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.7. Творчество Г.Р. Державина Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.8. Русский сентиментализм Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.9. Н. М. Карамзин Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
2.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 55 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
Раздел 3. Литература первой трети XIX века
3.1. Основные предпосылки возникновения русской классической литературы. Русские литературные направления в начале века Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.2. Литературное движение 1-ой четверти XIX в. Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.3. Психологический романтизм В.А. Жуковского Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.4. В.А. Жуковский Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.5. Гедонистический романтизм К.Н. Батюшкова Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.6. К.Н. Батюшков Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.7. Психологический и философский романтизм Е.А. Баратынского Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.8. Е.А. Баратынский Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.9. Гражданский романтизм К.Ф. Рылеева Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.10. К.Ф. Рылеев Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.11. Общая характеристика реализма как литературного направления. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Лекции 2 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.12. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.13. Лицейская лирика А.С. Пушкина. Петербургский период в творчестве Пушкина Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.14. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной ссылки Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.15. Реалистическая лирика А.С. Пушкина периода Михайловской ссылки. Реалистическая последекабрьская лирика Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.16. Южные романтические поэмы. Реалистические стихотворные повести Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.17. «Кавказский пленник» А.С. Пушкина Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.18. «Евгений Онегин» Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.19. Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.20. «Повести Белкина» Жанровые поиски Пушкина в прозе Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.21. Лирика М.Ю. Лермонтова Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.22. Проза М.Ю. Лермонтова Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.23. Прозаические циклы Н.В.Гоголя Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.24. «Ревизор». «Мертвые души» Н.В. Гоголя Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.25. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 105 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.4
Раздел 4. Литература второй трети XIX века
4.1. Развитие реализма в русской литературе середины XIX века Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.2. Натуральная школа» в русской литературе 40 – х гг. XIX века Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.3. Поэзия Ф.И. Тютчева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.4. Ф.И. Тютчев Практические 3 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.5. Поэзия А.А. Фета Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.6. А.А. Фет Практические 3 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.7. Поэзия Н.А. Некрасова Лекции 3 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.8. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Лекции 3 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.9. «Записки охотника» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.10. И.С. Тургенев «Записки охотника» Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.11. «Рудин» И.С. Тургенева Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.12. «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.13. И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.14. «Накануне» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.15. «Отцы и дети» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.16. Последние романы И.С. Тургенева. Стихотворения в прозе Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.17. «Обыкновенная история» И.А. Гончарова Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.18. «Обломов» И.А. Гончарова Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.19. И.А. Гончаров Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.20. «Что делать?» Н.Г. Чернышевского Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.21. Проза А.И. Герцена Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.22. Драматургия А.Н. Островского Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.23. Драматургия А.Н. Островского Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
4.24. Внеаудиторное чтение Сам. работа 3 105 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7
Раздел 5. Литература третьей трети XIX века
5.1. Основные закономерности историко-литературного процесса третьей трети XIX века Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.7, Л1.8
5.2. Творчество Л.Н. Толстого до «Войны и мира» Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.3. Роман – эпопея «Война имир» Л.Н. Толстого Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.4. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.5. Поздний Толстой. Роман «Воскресение» Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.6. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.7. «Двойник» Ф.М. Достоевского Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.8. «Записки из Мертвого дома» Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.9. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.10. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.11. «Идиот» Ф.М. Достоевского Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.12. «Бесы», «Братья Карамазовы» Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.13. «Братья Карамазовы» Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.14. Н.С. Лесков «Очарованный странник» Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.15. Проза В.М. Гаршина Практические 4 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.16. Проза В.Г. Короленко Практические 4 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.17. «Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.18. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.19. Драматургия А.П. Чехова Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.20. Проза А.П. Чехова Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.7, Л1.8
5.21. Внеаудиторное чтение Сам. работа 4 105 Л2.1, Л1.7, Л1.8
Раздел 6. Литература конца XIX - начала ХХ веков
6.1. Общая характеристика историко-литературного процесса Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.9, Л1.8
6.2. Повесть Александра Куприна «Олеся» Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.3. Творчество А.М. Горького Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.4. Творчество И.А. Бунина Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.5. Проза и драматургия Л.Н. Андреева Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.6. Общая характеристика русского декаданса (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.М. Добролюбов и др.) Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.7. Творчество Владимира Соловьева Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.9, Л1.8
6.8. Поэзия старших символистов (В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта) Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.9, Л1.8
6.9. Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел» Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.9, Л1.8
6.10. Роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес» Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.9, Л1.8
6.11. Творческий путь А.А. Блока Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.9, Л1.8
6.12. Поэзия Александра Блока Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.9, Л1.8
6.13. Роман Андрея Белого «Петербург» Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.9, Л1.8
6.14. Акмеизм. Поэтическое творчество и утопическое жизнетворчество Н.С. Гумилёва Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.15. Поэзия Николая Гумилёва Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.16. Поэзия Анны Ахматовой Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.17. Первые книги стихотворений Осипа Мандельштама («Камень», «Tristia») Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.18. Сборник стихотворений Осипа Мандельштама «Камень» ( 2изд., 1916) Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.19. Поэзия В.В. Маяковского Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.20. Заумь Велимира Хлебникова Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.21. Будетлянство и футуризм Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
6.22. Внеаудиторное чтение Сам. работа 6 73 ОПК-3, ОПК-4 Л1.9, Л1.8
Раздел 7. Литература 1920-30-х годов
7.1. Общая характеристика историко-литературного процесса Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.2. Что такое социалистический реализм? Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.3. Литературные группы 1920-х – начала 1930-х годов Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.4. Роман Бориса Пильняка «Голый год» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.5. Роман Евгения Замятина «Мы» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.6. Рассказ Евгения Замятина «Мамай» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.7. Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.8. Поэзия В. Маяковского советского периода Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.9. Драматургия В. Маяковского («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.10. Драматургия В. Маяковского («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.11. Поэма К. Чуковского «Мойдодыр» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.12. Фантастические повести М. Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.13. Драматургия М. Булгакова Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.14. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.15. Драматургия М. Булгакова Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.16. «Самоубийца» Н. Эрдмана Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.17. Комедия Николая Эрдмана «Самоубийца» Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.18. Роман Ю. Олеши «Зависть» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.19. Повесть А. Платонова «Котлован» Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.20. Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.21. Роман А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.22. Поэзия О. Мандельштама после «Камня» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.23. Поэзия Осипа Мандельштама Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.24. Творчество Даниила Хармса Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.25. Ранний период творчества Н. Заболоцкого («Столбцы», «Торжество земледелия») Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.26. Поэзия Н. Олейникова Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
7.27. Внеаудиторное чтение Сам. работа 7 75 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1
Раздел 8. Литература 1940-х годов - начала XXI века
8.1. Общественно-литературная ситуация 1940 – 1950-х гг. Творчество Б. Пастернака. "Доктор Живаго" Лекции 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.2. Литература "Оттепели" Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.3. М. Шолохов и А. Солженицын. Проблема "простого человека" Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.4. Социальное и экзистенциальное в «деревенской прозе» 1960 – 1970-х гг. Творчество В. Шукшина Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.5. Поэзия 1970 – 1980-х гг. Творчество И. Бродского Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.6. Поэзия Иосифа Бродского Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.7. Эпоха "застоя". Кризис поколения в драматургии А. Вампилова Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.8. Литературный процесс 1970-1980-х гг.: формирование новой художественной системы Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.9. Эпоха "перестройки". Судьба советской литературы и утверждение постмодернизма в качестве господствующего метода Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.10. Общая характеристика историко-литературного процесса конца XIX - начала ХХ вв Лекции 8 1 Л2.4, Л1.10, Л1.3
8.11. Поэзия 1980-1990-х годов (Иван Жданов, Борис Гребенщиков, Дмитрий Александрович Пригов) Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.6, Л1.3
8.12. Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6, Л1.3
8.13. Рассказы Татьяны Толстой Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6, Л1.3
8.14. Образ А. Пушкина в произведениях современных авторов Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6, Л1.3
8.15. Роман Бориса Акунина «Турецкий гамбит» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.16. Борис Акунин. Роман «Турецкий гамбит» Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.17. Роман Бориса Акунина «Алтын-толобас» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.18. Повесть Бориса Акунина «Дети Луны. Декадентский этюд» (роман-кино «Смерть на брудершафт». Фильма четвертая) Практические 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.19. Роман Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.20. Рассказ Виктора Пелевина «Святочный киберпанк». «Шлем ужаса» Виктора Пелевина Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.21. «Шлем ужаса» Виктора Пелевина Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.22. Рассказ Виктора Пелевина «Кормление крокодила Хуфу» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.23. Роман Анатолия Брусникина «Девятный Спас» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.24. Роман Анны Борисовой «Креативщик» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.25. Современная женская поэзия Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.26. Современная женская поэзия (Вера Павлова, Вера Полозкова, Наталья Николенкова) Практические 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6
8.27. Внеаудиторное чтение Сам. работа 8 49 ОПК-3, ОПК-4 Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Раздел 1. Вопросы по истории русской литературы XI-XVII вв.
1. Причины возникновения древнерусской литературы; факторы, ускорившие процесс её становления и развития.
2. Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековой.
3. Художественное своеобразие древнерусской литературы.
4. Проблема метода древнерусской литературы.
5. Особенности жанра летописи.
6. Устные источники Повести временных лет.
7. Письменная история ПВЛ.
8. Главные темы и идеи ПВЛ.
9. «Слово о Законе и Благодати» Илариона как образец торжественного красноречия; композиция, главные темы, идея.
10. «Сказание о Борисе и Глебе» как первый опыт оригинального княжеского жития.
11. «Житие Феодосия Печерского» как образец русского иноческого жития.
12. «Поучение» Владимира Мономаха: жанрово-стилевая структура; образ идеального князя.
13. Открытие «Слова о полку Игореве», его историческая судьба.
14. Проблема датировки и авторства «Слова о полку Игореве».
15. Главные идеи и темы «Слова о полку Игореве», своеобразие образной системы.
16. Образы Русской земли и русских князей в «Слове о полку Игореве».
17. Особенности композиции «Слова о полку Игореве»: вступление, основная часть, заключение; их своеобразие и функции.
18. Киево-Печерский патерик: история формирования, темы, идеи, образы.
19. «Моление Даниила Заточника»: темы, идеи, своеобразие стиля.
20. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец средневековой воинской повести.
21. «Слово о погибели Русской земли»: общая характеристика памятника.
22. «Повесть о житии Александра Невского» как этап эволюции княжеского жития-биографии. Образ идеального князя эпохи монголо-татарского нашествия.
23. «Задонщина».
24. Предвозрожденческие тенденции в русской культуре и литературе второй половины XIV-XV вв. Проблема русского Возрождения.
25. Проблема характера в русской литературе XI-XVII вв.
26. Стиль монументального историзма, его проявление в ПВЛ.
27. Эпический стиль в письменной традиции XI-XIII вв. (в ПВЛ).
28. Эмоционально-экспрессивный стиль в литературе XIV-XV вв. Понятие «абстрактный психологизм».
29. Переходный период в русской литературе: особенности литературного процесса XVII вв.
30. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».
31. Демократическая сатира XVII века, её своеобразие («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная»).
32. «Повесть о Савве Грудцыне»: новый герой и его взаимоотношения с миром.
33. «Повесть о Фроле Скобееве» как первый опыт авантюрной повести.
34. «Повесть об Ульянии Осорьиной» как сочетание жанровых элементов бытовой повести и жития-биографии.
35. «Житие протопопа Аввакума»: синтез жития и автобиографии, своеобразие стиля.
36. Герой в «Житии протопопа Аввакума»: традиционное и новаторское в нём.
37. «Повесть о Карпе Сутулове»: своеобразие жанра, особенности героя.
38. «Хождение за три моря » Афанасия Никитина.

Раздел 2.
Вопросы.
1. Своеобразие литературы XVIII века как литературы Нового времени.
2. Анонимная повесть Петровской эпохи.
3. Русский классицизм: типологические особенности и национальное своеобразие литературного направления.
4. Трагедо-комедия Ф. Прокоповича «Владимир».
5. М.М. Херасков «Россиада».
6. А.П. Сумароков – теоретик русского классицизма: «Наставление хотящим быти писателями».
7. Жанр комедии в творчестве А.П. Сумарокова.
8. «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова.
9. Своеобразие жанра ирои-комической поэмы в «Елисее или раздраженном Вакхе» В. Майкова.
10. Проблема зарождения и становления русской лирики (вторая половина XVII – начало XVIII века).
11. Поэты-херасковцы и их роль в историко-литературном процессе XVII века.
12. Идейно-тематическое своеобразие сатиры А.Д. Кантемира «К уму своему…».
13. Поэтика жанра сатиры А.Д. Кантемира (особенности названий, диалогизм, своеобразие композиции и т.д.).
14. Проблемы, образы и идеи сатиры А.Д. Кантемира «Филарет и Евгений».
15. Философические сатиры Кантемира («Н.Ю, Трубецкому о воспитании»).
16. Поэтическое творчество А.П. Сумарокова: оды, сатиры, притчи, элегии, песни.
17. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского-М.В. Ломоносова.
18. Переводческая деятельность В.К. Тредиаковского.
19. Особенности поэзии В.К. Тредиаковского, ее место в историко-литературном процессе.
20. Поэтика жанра торжественной оды М.В. Ломоносова.
21. «Разговор с Анакреоном» как программное произведение М.В. Ломоносова.
22. Тема самодержавной власти, образ идеального монарха-самодержца в «Оде…» 1742 года М.В. Ломоносова.
23. Тема посвящения в «Оде…» 1747 года М.В. Ломоносова.
24. Тема Петра Великого в поэзии М.В. Ломоносова.
25. Натурфилософские и духовные оды М.В. Ломоносова.
26. Проблема метода Г.Р. Державина.
27. «Евгению. Жизнь Званская» - новый этап в творчестве Г.Р. Державина.
28. Тема «человек и время» в философской лирике Г.Р. Державина.
29. Обличительная лирика Г.Р. Державина.
30. «Фелица» Г.Р. Державина: приемы обновления жанра торжественной оды, судьба темы Фелицы.
31. Живописание эпохи Екатерины Второй в поэзии Г.Р. Державина: портреты, пейзаж, натюрморт, нравоописание.
32. Образ крепостного крестьянства в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
33. Путешественник и автор в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Своеобразие жанра путешествия.
34. Просветительская деятельность Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец»).
35. «Недоросль» - первая русская общественно-политическая комедия.
36. Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир» как комедия нравов и положений.
37. Русский сентиментализм.
38. Особенности поэзии Н.М. Карамзина.
39. Психологическая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
40. «Остров Борнгольм» Н.М. Карамзина.
41. «Марфа-посадница» как итог творческой эволюции Н.М. Карамзина.
42. Ода «Бог» Г.Р. Державина.

Раздел 6.
Вопросы к экзамену:
1. Общая характеристика историко-литературного процесса. Литература «серебряного века» в контексте культурной и социальной жизни рубежа 19 – 20 веков.
2. Романтизм раннего Максима Горького. Пафос освободительной борьбы и ницшеанство.
3. Идейный конфликт пьесы «На дне» и горьковская театрализация жизни. Владислав Ходасевич о Горьком.
4. Человек, природа, общество: диалог А. Куприна с Н. Карамзиным в повести «Олеся».
5. Символика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
6. Жизнь, подражающая искусству: интертекстуальный анализ рассказа И. Бунина «Легкое дыхание».
7. Поэтика прозы и драматургии Л. Андреева.
8. Основные проблемы творчества Л. Андреева.
9. Метафизика и психология предательства: «Иуда Искариот». М. Волошин о Л. Андрееве.
10. Поэзия Вл. Соловьева и идея Софии.
11. Апокалиптизм Вл. Соловьева («Панмонголизм», «Три разговора…»).
12. Утопизм Вл. Соловьева («Общий смысл искусства», «Идея сверхчеловека»).
13. Индивидуальная мифология Фёдора Сологуба (Змей, Ойле, Маир, Ева и Лилит, Дульсинея и Альдонса, Недотыкомка).
14. «Мелкий бес» Ф. Сологуба на фоне русской классической литературы.
15. Языческая антитеза мира передоновщины в романе «Мелкий бес» Ф. Сологуба.
16. Общая характеристика русского декаданса (Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Добролюбов и др.).
17. Этапы поэтической эволюции К. Бальмонта.
18. В. Брюсов – поэт, организатор и наставник начинающих литераторов.
19. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел».
20. Жанровая природа романа Брюсова «Огненный ангел». «Маги» Брюсова, Фауст народной легенды и Фауст Гете.
21. Поэзия И. Анненского.
22. Первые книги стихов Андрея Белого.
23. Металитературный, итоговый характер романа Андрея Белого «Петербург».
24. Восток или Запад? Решение вопроса в романе «Петербург». Психоаналитическое и социальное прочтение романа.
25. Вечная Женственность и ее метаморфозы в поэзии А. Блока.
26. Анализ стихотворения А. Блока «Скифы».
27. Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать».
28. Акмеизм. Общая характеристика.
29. Поэтическое творчество и утопическое жизнетворчество Н. Гумилева.
30. Анализ драматической поэмы Н. Гумилева «Гондла».
31. Поэзия Анны Ахматовой.
32. Раннесимволистский и акмеистский периоды в творческом развитии Осипа Мандельштама.
33. Футуризм. Общая характеристика.
34. Причины и характер богоборческого бунта Маяковского. Мессианизм и утопизм поэта.
35. Поэтика Маяковского.
36. Марина Цветаева: имя и личная мифология.
37. Этапы поэтической эволюции М. Цветаевой.
38. Религиозно-философские источники литературы «серебряного века» (христианство, русское сектантство, Соловьев, Ницше, Шопенгауэр и др.).

Раздел 7. Вопросы к экзамену:
1. Общая характеристика историко-литературного процесса.
2. Что такое социалистический реализм? Ответы Андрея Синявского, Бориса Гройса, Владимира Набокова.
3. Литературные группировки 1920-х – начала 1930-х годов.
4. Символика постреволюционной культуры.
5. Алексей Гастев, поэт и мыслитель.
6. Поэтика романа Бориса Пильняка «Голый год».
7. Идеология романа Бориса Пильняка «Голый год».
8. Жанровые особенности романа Евгения Замятина «Мы» и антиутопия ХХ века.
9. Социально-философская проблематика романа Евгения Замятина «Мы». Система оппозиций в романе.
10. Мы, Адамы (Евгений Замятин и акмеизм).
11. Анализ рассказа Евгения Замятина «Мамай».
12. Злободневное и универсальное в повести Бориса Лавренева «Сорок первый».
13. Поэзия Владимира Маяковского советского периода.
14. Драматургия Владимира Маяковского.
15. Поэма Корнея Чуковского «Мойдодыр» и футуризм.
16. Литературно-мифологический и социальный подтексты повести Михаила Булгакова «Роковые яйца».
17. Литературно-мифологический подтекст повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
18. Драматургия Михаила Булгакова.
19. Хронотоп, система персонажей и мотивная структура романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
20. «Конармия» Исаака Бабеля: художественное своеобразие, проблематика, оценки критиков.
21. Интертекстуальные связи романа Юрия Олеши «Зависть».
22. Прообраз Андрея Бабичева («Зависть»).
23. Достоевский и постреволюционная литература.
24. Романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова: иронический калейдоскоп осколков культуры.
25. Литературная генеалогия Остапа Бендера.
26. Старая и новая культура в сатирических рассказах Михаила Зощенко.
27. Литературно-мифологический подтекст романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
28. «Как закалялась сталь» Николая Островского, образец «стиля Сталин».
29. «Котлован» Андрея Платонова: советское язычество.
30. Даниил Хармс и поэтика обэриутов.
31. Анализ повести Даниила Хармса «Старуха».
32. Своеобразие поэзии Николая Олейникова.
33. Ранний период творчества Николая Заболоцкого («Столбцы», «Торжество земледелия»).
34. Творчество Осипа Мандельштама в советский период (стихотворения, «Четвёртая проза»).
35. «Самоубийца» Николая Эрдмана: эхо интертекстуальности.

Раздел 8. Вопросы к зачету

1.40-80-е годы как целостный историко-литературный цикл.
2.Общая характеристика литературы позднего сталинизма.
3.«Психологический натурализм» в поэзии «ифлийцев».
4.Жанрово-стилевое своеобразие повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».
5.Человек и история в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
6.Трансформация библейских мотивов и образов в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
7.Мифопоэтика романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
8.Тенденции развития литературы «оттепели».
9.Проблема «простого человека» в рассказах М.Шолохова и А.Солженицына.
10. Идеология и поэтика повести В.Белова «Привычное дело».
11. Мифопоэтика рассказов В.Шукшина (на выбор).
12. В.Шукшин и русская классика (на выбор).
13. Эстетика и поэтика «громкой» и «тихой» лирики.
14. Идеология прогресса и прогрессорства в повести А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне».
15. Эстетика модернистского гротеска в повести В.Аксенова «Затоваренная бочкотара»
16. Мотив путешествия в повести В.Аксенова «Затоваренная бочкотара».
17. Литературный контекст рассказа А.Терца «Гололедица».
18. Социально-философская проблематика рассказа А.Терца «Гололедица».
19. Эстетика абсурда и натурализма в «барачном эпосе» лианозовской группы.
20. Уроки акмеизма в творчестве И.Бродского.
21. Слово и язык в поэзии И.Бродского.
22. Традиции и новаторство в поэзии И.Бродского.
23. Элементы драмы абсурда в «Утиной охоте» А.Вампилова.
24. Концепция искусства и языка в романе Саши Соколова «Школа для дураков».
25. Идея вечного возвращения в романе Саши Соколова «Школа для дураков».
26. Общая характеристика раннего русского постмодернизма.
27. «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева как постмодернистский текст.
28. Мотив путешествия в поэме «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева.
29. Постмодернистская концепция личности и истории в рассказах Вик. Ерофеева.
30. Принципы постмодернистской поэтики в романе «Пушкинский дом» А.Битова.
31. Судьбы русской в романе «Пушкинский дом» А.Битова.
32. Мистериальный сюжет романа «Пушкинский дом» А.Битова.
33. Культурологическая утопия в рассказе Т.Толстой «Река Оккервиль».
34.Московский концептуализм: эстетка и поэтика.
35.Постреализм. Хаос и архетип в прозе Л.Петрушевской.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Л. Крючкова Русская литература (первая половина ХХ в.): учеб. пособие для студентов междунар. фак. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009
Л1.2 Травников С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература : учеб. пособие М. : Дрофа, 2007
Л1.3 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т. 1. : М.: Academia, 2003
Л1.4 Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 годы: учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, 2007
Л1.5 под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: М.: Директ-Медиа, 2010 biblioclub.ru
Л1.6 С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум М.: Академия, 2011
Л1.7 Минералов Ю. И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы): Учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк., , 2003
Л1.8 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX веков: учебник // ЭБС «Университетская библиотека online». М.: Юрайт, 2012
Л1.9 Г. Ч. Павловская Русская литература Серебряного века: пособие для студентов Ин-та журналистики БГУ Минск: БГУ, 2009
Л1.10 под ред. С. И. Тиминой Русская литература ХХ века: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова; История русской литературы XIX века: учеб. пособие М.: Высшая школа,, 2008.
Л2.2 Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 годы: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов. : учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, , 2007.
Л2.3 Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учеб. пособие М.: Флинта, 2008
Л2.4 Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты: учеб. пособие М.: Флинта, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История русской литературы (1/3) portal.edu.asu.ru
Э2 История русской литературы (3/3) portal.edu.asu.ru
Э3 История древнерусской литературы и литературы XVIII века portal.edu.asu.ru
Э4 История русской литературы 2/3 XIX века portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс представляет собой начальный этап развития великой русской литературы и показывает, как в ней зарождаются и оформляются проблемы, темы, мотивы, во многом определившее ее своеобразие. Для студента-первокурсника с курса древней русской литературы и литературы 18 столетия начинается изучение истории русской литературы как науки, знакомство с системой нравственных, морально-этических, эстетических представлений, которые станут общими для всего историко-литературного процесса. Освоение курса средневековой литературы и литературы XVIII века для первокурсника представляет значительную сложность по причине историко-культурного направленности дисциплины и необходимостью для успешного овладения дисциплиной основательного знакомства студента с русской историей, культурой, христианской традицией, историей европейской литературы и философии. Кроме того, тесты древнерусской словесности и художественные тексты литературы ХVIII века нельзя воспринимать в системе привычных критериев художественности, свойственных школьным курсам литературы XIX-XX вв. Необходимость осмысления сложной природы художественного текста на фоне русского общественно-исторического процесса и национальных культурных традиций, а также наличие авторов, «размывающих» границы ведущего художественного метода и направления, делают изучение данной дисциплины достаточно сложным для студентов 1 курса. Помочь студентам справиться с этими трудностями призваны практические занятия, которые проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство как с академическими, так и с современными научными концепциями по древнерусской литературе и литературе ХVIII столетия.
Учебным планом на практические занятия отводится 16 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать художественный текст данного историко-литературного периода, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
Форма итогового контроля – экзамен.

Работа с рекомендуемой литературой
Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.
Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.
Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.
При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, экзамену.

Требования к экзамену по Истории русской литературы
Литературоведческий анализ текста

Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения.
Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности.
Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение.
Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития.
В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.).
Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов:
1. Текст и исторический контекст.
2. Текст и стиль эпохи.
3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени.
4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении).
5. Композиция, сюжет.
6. Проблематика произведения.
7. Характеристика героев.
8. Мотивный комплекс.
9. Образная система произведения. Символика.
10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения.
11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика).
12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века).

*Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике.

Критерии оценки экзаменационного ответа по дисциплине
При оценке знаний, умений и навыков студента преподаватель руководствуется следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
I. Оценка «отлично» ставится, если студент:
а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает литературоведческий материал;
б) дает правильные определения литературоведческим понятиям;
в) обладает необходимыми навыками литературоведческого анализа;
г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
д) умеет использовать в процессе ответа критическую литературу; обладает навыками чтения наизусть;
е) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
II. Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает критическую литературу, владеет навыками чтения наизусть, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала после замечаний экзаменатора.
III. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений экзаменационной темы, но: а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике историко-литературного процесса; б) слабо владеет навыками литературоведческого анализа; в) недостаточно знает критическую литературу; г) не в полной мере обладает навыками чтения наизусть; д) излагает экзаменационный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала.
Главная особенность ответа, оцененного на «удовлетворительно», заключается в том, что студент знает и понимает главное в экзаменационном материале таким образом, что недостатки в его подготовке позволят ему успешно овладеть необходимыми знаниями в последующем.
IV. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию историко-литературного процесса, не владеет навыками литературоведческого анализа, не знает критической литературы и не умеет использовать ее в процессе анализа художественного произведения, не знает текстов и не способен их выразительно читать наизусть, делает грубые речевые ошибки во время ответа на экзамене.
Оценка «неудовлетворительно» фиксирует такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием для успешного овладения им последующим материалом.


Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо¬дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержа¬ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко-мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само¬стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро¬вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли¬тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы.