МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы административного права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
Профиль Юрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮвГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Н.А.Кандрина

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы административного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № №7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.И.Игнатовская, к.ю.н, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № №7
Заведующий кафедрой И.И.Игнатовская, к.ю.н, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение студентами проблем административного права, практики его правоприменения; получение практических навыков применения административного законодательства и административно- процессуального законодательства,в том числе законодательства об административных правонарушениях, антикоррупционного законодательства;
уяснение основных проблем современного административного права, связанных с системой государственного управления, формами и методами управленческой деятельности, со способами обеспечения законности в сфере осуществления исполнительной власти, с порядком организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности индивида, общества и государства, противодействия коррупции в деятельности государственных служащих

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-11: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4 Знаеть: правовой институт административной ответственности; основные признаки административного правонарушения; элементы и содержание юридического состава административного правонарушения.
ПК-6 Знать: законодательство в сфере противодействия коррупции и практику его применения на государственной службе.
ПК-11 Знать: понятие, признаки и основные этапы, методы осуществления исследовательской деятельности области административного права; понятие и принципы методологии административно- правовой науки.


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4 Уметь: применять законодательство РФ и законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях.
ПК-6 Уметь: применять антикоррупционное законодательство.
ПК-11 Уметь: формулировать объект, предмет, цели и задачи научного исследования в области административного права; описывать степень разработанности области исследования административного права; осуществлять поиск и систематизацию научной литературы сравнительно правового исследования в области административного права; избирать методы сравнительно правового исследования науки административного о права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6 Владеть: навыками выявления коррупционного поведения государственного служащего.
ПК-4 Владеть: навыками выявления административного правонарушения.
ПК-11 Владеть: основными общенаучными и частными методами научного исследования в области административного права; навыками написания, оформления и презентации научных работ в области административного права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Проблемы становления и развития административного права как отрасли российского права (общие черты) Лекции 1 2 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Проблемы административно-правового статуса субъектов административного права Практические 1 1 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Проблемы становления и развития административного права как отрасли российского права (общие черты) Сам. работа 1 18 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.4. Органы исполнительной власти как обязательные субъекты административно-правовых отношений Сам. работа 1 21 ПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Государственная служба Российской Федерации Практические 1 1 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.6. Решение ситуационных практических задач Практические 1 1 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.7. Противодействие коррупции на государственной службе Практические 1 1 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.8. Государственная служба Российской Федерации Сам. работа 1 18 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.9. Административная ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности Практические 1 1 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.10. Административная ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности Сам. работа 1 26 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.11. Лабораторный практикум Практические 1 1 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.12. Лабораторная работа Лабораторные 1 2
1.13. Организация государственного управления Сам. работа 1 6 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.14. Экзамен Экзамен 1 9 ПК-6, ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. в Приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств
См. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53
Л1.2 А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева Стахов, А. И. Административное право [Электронный ресурс]: учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева. — Электрон. дан. — М.: Юрайт, 2018. - 302 с.: учебник , 2018 Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/317142F1-3C15-4FCF-AD60-C657A8EF668F/administrativnoe-pravo-rossii — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право Российской Федерации: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
Л2.2 Осейчук В.И. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/31D14C46-AC2E-4E52-92BE-D3B220AFCAD7
Л2.3 Агапов, А. Б. Субъекты административного права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6874E200-6950-4E56-8349-BB8C8B53C22A
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. С. Вишнякова, А. Б. Агапов Административное право: Практикум : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B5D05948-396C-45D1-B2D9-D34C36FC87A9/administrativnoe-pravo-praktikum
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Актуальные проблемы административного права https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4286
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства.
Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться провести ее юридическое сопровождение. Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.