МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы филологического знания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., Зам. нач., Чернышова Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы филологического знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц.С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц.С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Погружение аспирантов в проблематику современной филологической науки. Представить аспирантам общие корни филологических наук, подчеркнуть общность исследовательских объектов филологии и методов филологических наук.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые принципы филологических и междисциплинарных исследований для изучения и продвижения русского языка как языка межнационального общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области филологии;
использовать в собственном научном исследовании знание объектов филологии, их их теоретическое представление и методы исследования объектов филологии;
использовать принципы и способы генерирования новых идей при решении теоретических и практических задач филологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методами исследования объектов филологии;
методами исследования объектов филологии в процессе собственной исследовательской практики в области филологии;
способами порождения новых идей в процессе филологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Филология как учение о коммуниктаивной деятельности человека, языке и тексте
1.1. Филологическое знание как гуманитарное. Особенности филологического знания. Формирование общефилологического ядра знаний на этапах «донаучной филологии», «новой филологии», «новейшей филологии» Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.3
1.2. Человек – центр филологического знания и смысл существования филологии.Текст в текстовых объединениях Практические 2 2 ПК-3 Л1.2, Л1.4
1.3. Проблемы исследования языка художественной литературы (ЯХЛ) Лекции 2 2 ПК-3 Л1.4
1.4. Методы исследования ЯХЛ на фоне истории науки о ЯХЛ Практические 2 2 ПК-3 Л1.4
1.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 91 ПК-3 Л1.4
1.6. Подготовка к экзамену Экзамен 2 9 ПК-3 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1.Особенности филологического знания. Его компоненты в работах Р.М. Фрумкиной, Н.В. Халиной и др. (по выбору).
2.Проблема структуры современной филологии и вариант ее решения в статье А.А. Чувакина «Коммуникативно-речевая ситуация в современной России и некоторые тенденции развития филологии».
3.Гуманистический пафос филологии.
4.Формирование общефилологического ядра филологических знаний, процессы их дифференциации и интеграции на этапах «новой филологии» и «новейшей филологии».
5.Фундаментальная роль проблемы «человек в коммуникации» в развитии филологии в конце ХХ - ХХ1 вв.
6.Причисление homo loquens к объектам современной филологии в статье Л.А. Кощей, А.А. Чувакина «Homo Loquens как исходная реальность и объект современной филологии».
7.Языковая личность и творческая индивидуальность как объекты изучения филологических наук в работах Ю.Н. Караулова и Н.Л. Лейдермана (по выбору).
8.Слушающий и читающий как объекты изучения филологических наук. Модель читателя в работе У. Эко «Роль читателя: Исследования по семиотике текста».
9.Текст как высказывание в работе М.М. Бахтина «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа».
10.Коммуникативная модель текста, ее основания, сущностные характеристики, эвристическая значимость.
11.Проблема художественного / нехудожественного текста и аспекты ее рассмотрения в работах Н.С. Валгиной, Ю.М. Лотмана (по выбору).
12.Текст в текстовых объединениях разных типов.
13.Проблема взаимодействия текстов и варианты ее решения.
14.Коммуникация. Теоретические модели коммуникации.
15.Языковая коммуникация, ее отношение к параязыковой и неязыковой. Модель языковой коммуникации Б.Ю. Городецкого; исследовательская продуктивность модели.
16.Проблема интертекстуальной коммуникации, ее обоснование и решение в статье Ю. Кристевой и работах других исследователей.
17.Внутритекстовая разновидность литературной коммуникации.
18.Литературная коммуникация, ее особенности. Внешнетекстовая разновидность литературной коммуникации.
19.Язык художественной литературы: поиск специфики в ХХ – нач. ХХ1 в.
20.Некоторые современные методы исследования языка художественной литературы в работах О.Г. Ревзиной, А.А. Чувакина и др. (по выбору).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чувакин А.А., Куляпин А.И. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта, 2011
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Н. В. Халина Языкознание в условиях постмодернистской парадигмы: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л1.4 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Энциклопедия эпистемологии и философии наукиhttp://epistemology_of_science.academic.ru/
Э2 Статья А.А. Чувакина «Коммуникативно-речевая ситуация в современной России и некоторые тенденции развития филологии» // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2005. Вып.9 http://www.asu.ru/search/documents/1713/
Э3 Л.А. Кощей, А.А. Чувакин «Homo Loquens как исходная реальность и объект современной филологии» // Филология и человек. 2006. № 1. http://www.asu.ru/search/documents/1712/
Э4 Н.Л. Лейдерман Творческая индивидуальность писателя как объект изучения http://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-individualnost-pisatelya-kak-obekt-izucheniya
Э5 Бытие текста в коммуникации: колл. моногр. [Электр. ресурс] / под ред. А.А. Чувакина, А.А. Шмакова. Барнаул, 2016. Гл. 1 (с. 6-39). http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2856
Э6 Чувакин А.А., Демидова Е.В., Малыгина Э.В. Творчество В.М. Шукшина в пространстве коммуникации. Барнаул, 2015. Глава 1: Внутритекстовая коммуникация в рассказах В.М. Шукшина http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1921
Э7 Интертекстуальность в статье Ю. Кристевой «Бахтин, слово, диалог и роман» // Фр. семиотика. 2000. С. 428-436 http://libfl.ru/mimesis/txt/kristeva_bakhtin.pdf
Э8 М.И. Шапир Литературная энциклопедия терминов понятий. М., 2001. http://imli.ru/upload/elibr/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij._2001.pdf
Э9 Ревзина О. Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста. М., 1998. С. 301—316http://danefae.org/lib/ogrevzina/metody.htm
Э10 Курс " Актуальные проблемы филологического знания» в системе Moodle АлтГУhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3097
Э11 Актуальные проблемы филологического знания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения курса студенту необходимо:
1) освоить на основе реферирования предложенные преподавателем научные источники:
1.Чувакин А. А. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2011
2.Халина Н. В. Языкознание в условиях постмодернистской парадигмы Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
3.Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина. Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014
под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки М.: Флинга, 2015
4.Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2010
Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др.Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011
А.А. Чувакин Смешанная коммуникация в художественном тексте: основы эвокационнного исследования:

УП: 45_06_01_РуссЯз-2017.plx стр. 7
монография Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013.
принять участие в работе практических (семинарских)занятий и обсуждении тем, предложенных для рассмотрения.
Выполнить практические задания по рассматриваемой проблематике занятия.
Принять участие в заключительном семинаре-обсуждении по наиболее актуальным проблемам развития современного филологического знания.