МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Органическая химия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 158
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 158 158 158 158
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Чепрасова Марина Юрьевна

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Органическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений; изучение строения, физических и
химических свойств основных классов органических соединений; изучение закономерностей и условий
протекания важнейших реакций органических соединений; овладение основными экспериментальными навыками
выделения, очистки и идентификации органических веществ химическими методами исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9: владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и теоретические основы органической химии; особенности строения и реакционной способности основных классов органических соединений; механизмы, закономерности и условия протекания важнейших реакций органических соединений; основные методы органического синтеза; методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Правила хранения химических реактивов, правила безопасной работы с химическими веществами, свойства химических соединений, правила их смешивания; основы проведения стандартных и сертификационных испытаний сырья, готовой продукции и технологических процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Классифицировать органические соединения; составлять названия органических соединений по рациональной и систематической номенклатуре; составлять структурные формулы органических соединений по их названиям; качественно охарактеризовать распределение электронной плотности в молекуле органического соединения; прогнозировать физические, химические и спектральные свойства органических соединений; описывать механизмы основных типов химических превращений с участием органических соединений;
применять методы математического моделирования при анализе экспериментальных данных, проводить теоретические и экспериментальные исследования. Прогнозировать результаты эксперимента, анализировать полученные экспериментальные данные, интерпретировать полученные экспериментальные результаты, описывать свойства полученных химических. соединений

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки составления названий органических соединений; составления структурных формул органических соединений, схем и механизмов органических реакций; прогнозирования физических и химических свойств органических соединений; идентификации органических соединений посредством элементного, функционального и спектрального анализов. Приемами планирования и проведения экспериментальных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы органической химии
1.1. Теоретические основы органической химии Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы органической химии Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Вводное занятие. Техника безопасности в лаборатории Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Элементный анализ органических соединений Лабораторные 2 6 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Теоретические основы органической химии Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов
2.1. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов
3.1. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкинов, алкадиенов Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов
4.1. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров
5.1. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза спиртов, фенолов, простых эфиров Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений
6.1. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азотсодержащих и карбонилсодержащих соединений Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот
7.1. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Практические 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений
8.1. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений Практические 2 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.5. Качественный элементный анализ органических соединений. Идентификация органических соединений Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.6. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений Сам. работа 2 18 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. И. Грандберг, Н. Л. Нам Органическая химия : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 https://urait.ru/book/organicheskaya-himiya-397837
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Д. Березин, Д. Б. Березин Органическая химия : учебное пособие для бакалавров часть 1 М. : Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/book/organicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-1-421515
Л2.2 Б. Д. Березин, Д. Б. Березин Органическая химия: учебное пособие для бакалавров часть 2 М. : Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/book/organicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-2-421516
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э5 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э6 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э7 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э8 http://www.chem.port.ru/
Э9 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э10 Курсы в Moodle "Органическая химия" (Биотехнология) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=537
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине.
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция
• Перед лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на практическом занятии.

3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план практического занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуется просмотреть предложенный список литературы по соответствующей теме, а также практиковаться дома, используя домашний компьютер.
• На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Рекомендуется составлять перечень вопросов к практическому занятию для последующего разбора на практическом занятии.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к практичесим занятиям предлагаются задания прикладного характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Лабораторные работы.
• В процессе подготовки к лабораторным работам на содержание темы занятия, на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию.
• Законспектировать ход работы.
• С целью создания оптимальных условий при выполнении лабораторных работ, группа может быть поделена на подгруппы.
6.Итоговый контроль.
• Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам (см.пример билета к экзамену).
• При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.
• Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.