МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая этнология Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, В.В. Горбунов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рабочая программа дисциплины
Историческая этнология Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об этническом составе Сибири, а также основных чертах традиционной культуры коренного населения этого региона. Курс базируется на широком круге этнографических источников, которые позволяют раскрыть аспекты этногенеза и культурогенеза в Сибири.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности исторического процесса в Сибирском регионе России
Особенности этнического и антропологического состава народов Сибири
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать базовые знания при анализе исторических событий и процессов в Сибири
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основными понятиями и терминами исторической науки
Изучения исторических источников по этническому составу Сибири

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения и классификация народов Сибири.
1.1. География Сибири. Представления о Сибирском регионе. Коренные народы Сибири (Западная Сибирь, Южная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). Языковая классификация коренных народов Сибири. Антропологическая классификация народов Сибири. Географо-этнографическая классификация. Хозяйственно-культурная классификация Лекции 3 6 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. География Сибири. Представления о Сибирском регионе. Коренные народы Сибири (Западная Сибирь, Южная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). Языковая классификация коренных народов Сибири. Антропологическая классификация народов Сибири. Географо-этнографическая классификация. Хозяйственно-культурная классификация Сам. работа 3 43 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. География Сибири. Представления о Сибирском регионе. Коренные народы Сибири (Западная Сибирь, Южная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). Языковая классификация коренных народов Сибири. Антропологическая классификация народов Сибири. Географо-этнографическая классификация. Хозяйственно-культурная классификация Практические 3 12 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Происхождение и этническая история народов Сибири, формирование традиционной культуры.
2.1. Роль Центральной Азии и Южной Сибири в этногенезе сибирского населения. Развитие и смена археологических культур. Первые упоминания народов Сибири в письменных источниках. Формирование древнетюрского культурного комплекса. Формирование лесного культурного комплекса. Политическая ситуация. Проблема этногенеза монголоязычных народов. Формирование уральского охотничье-рыболовческого комплекса. Генезис самодийсокй этнолингвистической общности. Происхождение тюркоязычного Сибири. Кетская проблема. Этногенез народов Восточной Сибири. Этногенез населения Дальнего Востока. Этногенез населения Северо-Востока Сибири. Проблема формирования палеоазиатов. Сам. работа 3 43 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Роль Центральной Азии и Южной Сибири в этногенезе сибирского населения. Развитие и смена археологических культур. Первые упоминания народов Сибири в письменных источниках. Формирование древнетюрского культурного комплекса. Формирование лесного культурного комплекса. Политическая ситуация. Проблема этногенеза монголоязычных народов. Формирование уральского охотничье-рыболовческого комплекса. Генезис самодийсокй этнолингвистической общности. Происхождение тюркоязычного Сибири. Кетская проблема. Этногенез народов Восточной Сибири. Этногенез населения Дальнего Востока. Этногенез населения Северо-Востока Сибири. Проблема формирования палеоазиатов. Лекции 3 10 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Роль Центральной Азии и Южной Сибири в этногенезе сибирского населения. Развитие и смена археологических культур. Первые упоминания народов Сибири в письменных источниках. Формирование древнетюрского культурного комплекса. Формирование лесного культурного комплекса. Политическая ситуация. Проблема этногенеза монголоязычных народов. Формирование уральского охотничье-рыболовческого комплекса. Генезис самодийсокй этнолингвистической общности. Происхождение тюркоязычного Сибири. Кетская проблема. Этногенез народов Восточной Сибири. Этногенез населения Дальнего Востока. Этногенез населения Северо-Востока Сибири. Проблема формирования палеоазиатов. Практические 3 12 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Основные проблемы этнологии коренного населения Сибири.
3.1. Народы Южной Сибири. Этнический состав и районы расселения. Хозяйство и материальная культура. Вопросы этнографии Бурят. Основные проблемы якутской этнографии. Хозяйство и материальная культура охотников-скотоводов Саяно-Алтая. Основные проблемы оленеводческого хозяйства тувинцев-тоджинцев и тофаларов. Народы Западной Сибири. Этнография самодийский и уральских народов. Культурный комплекс оседлых рыболовов. Этнография тюркского населения Западной Сибири. Народы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Пешие охотники тайги. Оленеводство. Народы Нижнего Амура и Сахалина. Народы Крайнего Северо-Востока. Оленеводческие группы. Морские охотники Арктической зоны. Лекции 3 8 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Народы Южной Сибири. Этнический состав и районы расселения. Хозяйство и материальная культура. Вопросы этнографии Бурят. Основные проблемы якутской этнографии. Хозяйство и материальная культура охотников-скотоводов Саяно-Алтая. Основные проблемы оленеводческого хозяйства тувинцев-тоджинцев и тофаларов. Народы Западной Сибири. Этнография самодийский и уральских народов. Культурный комплекс оседлых рыболовов. Этнография тюркского населения Западной Сибири. Народы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Пешие охотники тайги. Оленеводство. Народы Нижнего Амура и Сахалина. Народы Крайнего Северо-Востока. Оленеводческие группы. Морские охотники Арктической зоны. Сам. работа 3 43 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Народы Южной Сибири. Этнический состав и районы расселения. Хозяйство и материальная культура. Вопросы этнографии Бурят. Основные проблемы якутской этнографии. Хозяйство и материальная культура охотников-скотоводов Саяно-Алтая. Основные проблемы оленеводческого хозяйства тувинцев-тоджинцев и тофаларов. Народы Западной Сибири. Этнография самодийский и уральских народов. Культурный комплекс оседлых рыболовов. Этнография тюркского населения Западной Сибири. Народы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Пешие охотники тайги. Оленеводство. Народы Нижнего Амура и Сахалина. Народы Крайнего Северо-Востока. Оленеводческие группы. Морские охотники Арктической зоны. Практические 3 12 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Районирование Сибири.
2. Историко-этнографические области Сибири.
3. Хозяйственно культурные типы коренного населения Сибири.
4. Лингвистическая классификация народов Сибири.
5. Антропологическая классификация народов Сибири.
6. Основные этапы этнической истории Южной Сибири.
7. Основные этапы этнической истории Западной Сибири.
8. Основные этапы этнической истории Восточной Сибири.
9. Основные этапы этнической истории Дальнего Востока.
10. Основные этапы этнической истории северо-Востока Сибири.
11. Особенности культуры оседлых рыболовов Западной Сибири.
12. Особенности культуры оленеводческих народов Севера Сибири.
13. Культура тюкрского населения Западной Сибири.
14. Особенности культуры таежных охотников и скотоводов Южной Сибири.
15. Особенности культуры скотоводческих народов Южной Сибири.
16. Культура народов Нижнего Амура и Сахалина.
17. Культура пеших таежных охотников Восточной Сибири.
18. Особенности культуры коренного населения Северо-Востока Сибири.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Классификация народов Сибири.
2. География Сибири.
3. Антропологические типы народов Сибири.
4. Письменные источники о народах Сибири.
5. Археологические материалы о народах Сибири.
6. Хозяйство и материальная культура охотников и рыболовов.
7. Хозяйство и материальная культура скотоводов.
8. Хозяйство и материальная культура земледельцев.
Рефераты:
1. Коренные народы Сибири.
2. Этническая история народов Сибири.
3. Формирование тюрского культурного комплекса.
4. Формирование самодийского культурного комплекса.
5. Формирование угорского культурного комплекса.
6. Этногенез монголоязычных народов.
7. Развитие и смена археологических культур.
8. Народы Южной Сибири.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Внимательно изучение работу И. И. Назарова (Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура.- Барнаул, 2013). Составьте на основе прочитанного таблицу основных занятий кумандинцев, разделив ее на следующие колонки:
1. Присваивающее хозяйство.
2. Производящее хозяйство.
3. Домашние ремесла.
4. Специализированные ремесла.
2. Выберите один из народов Центральной Азии и составьте описание его культуры. При выполнении задания нужно указать ключевые характеристики (1–5). В заключении укажите список использованной литературы и источников.
3. Подготовьте анализ монографии (Народы северо-восточной Евразии в XIX и ХХ вв.: монография/ В. В. Карлов; МГУ.- М. : КДУ, [2010].- 476с.). Используйте следующий план работы:
1) Библиографическое описание издания
2) Основные результаты исследования и выводы (0,5-1 страница)
3) Общая характеристика использованных источников и иллюстраций
4) Оценка значения издания

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Титовой Этнология: учебник Издательство КФУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Основы этнологии : учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012. biblioclub.ru
Л2.2 Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам (история России, всеобщая история, культурология, философия, история религий и т.д.). www.gumer.info
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова содержит тексты исторических источников и научные публикации по отечественной и всеобщей истории. www.hist.msu.ru
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
Э4 Историческая этнология Сибири portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой содержания дисциплины. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями особенности исторического процесса в Сибирском регионе России и особенностями этнического и антропологического состава народов Сибири; использовать базовые знания при анализе исторических событий и процессов в Сибири; уяснить основные понятия и термины исторической науки; овладеть навыками изучения исторических источников по этническому составу Сибири.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Историческая этнология Сибири», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.